• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О смысле жизни и почему его не надо искать

В жизни может наступить момент, когда мы задаемся вопросами: зачем я живу? В чем смысл моей жизни? Можно искать ответ, обратившись к философии и абстрактным рассуждениям о том, зачем мы родились. Можно подойти к поиску ответа рационально, задумавшись о том, какую пользу мы приносим своим существованием в мире. И в том, и в другом случае за вопросом стоит желание обнаружить смысл как внутреннее чувство уверенности, что всё не зря, и какая-то логика во всём происходящем есть, и что движение жизни куда-то направлено. Откуда же берется эта жажда смысла, и может ли быть так, что с психоаналитической точки зрения за ней скрывается неуверенность, отсутствие опоры или разочарование? Об этом размышляет в своей новой авторской колонке наш преподаватель, психоаналитический психотерапевт Мария Чершинцева.

Portrait Surrounded by Artistic Devices

Portrait Surrounded by Artistic Devices
David Hockney, 1965

Рождение смысла

До определенного возраста мы вовсе не задумываемся о смысле жизни. Когда это происходит? Чаще всего, при первом столкновении со смертью. Как только ребенок осознает, что жизнь конечна, он пытается защититься от этого знания тем или иным способом. Так устроена наша психика: пребывая изначально в ощущении жизни и только жизни, столкнувшись со смертью, мы либо отрицаем факт конечности жизни для себя, либо рационализируем. 

Как работает рационализация в обычном своем виде? К примеру: «Это были очень тяжелые отношения, зато я получил большой опыт!». Со смертью она будет выглядеть примерно так: «Да, моя жизнь конечна, но я могу прожить ее со смыслом и не зря!». И то, и другое — правда. Важны и опыт, и желание жить не зря, однако, рационализация не дает нам конкретного смысла жизни, а только смещает проблему в какую-то иную плоскость, где будто бы есть решение, но его еще придется поискать.

Смысл жизни или ее КПД?

Поиск смысла жизни может свестись к подсчету ее результатов и полезности того, что мы делаем. Да, в сложных вопросах хочется конкретики, она действует успокоительно на наш мозг. Кажется, что если результат можно подсчитать, то смысл возникнет сам собой, как прибыль. 

Но довольно часто механическая финализация хороших промежуточных результатов жизни становится точкой входа в депрессию. Почему? К примеру, есть стабильные семейные отношения, хорошая работа, накопления, которые обеспечат безбедную старость; социальный статус, хобби, не отнимающее много сил и времени, друзья того же уровня жизни со схожими интересами. Но во всём этом как будто бы нет совершенно никакого смысла, кроме формального.

Да, всё на месте, всё сложилось, но что теперь? И почему жизнь не приносит удовольствия? Зачем вообще я живу? 

Если мы не говорим о клинической депрессии, то невротический ее вид может в каком-то смысле стать поворотным пунктом на жизненном пути, после которого от рационального взгляда на успешность жизни человек переходит к более глубоким и сложным вопросам своего существования. Довольно удобно делать это в терапии, чтобы не хвататься за чужие «смыслы жизни», а нащупать какой-то субъективно свой, связанный с собственным Я. 

Смысл или оправдание?

Так же как сложно (бессмысленно) сравнивать теплое с зеленым — не удается вывести из КПД жизни ее особенный смысл. Он ускользает куда-то, где живут фантазии о призвании, о месте в истории, или о «великой любви», которая могла бы «всё оправдать». В этом случае за поиском смысла жизни стоит попытка увеличить ее «стоимость», прибавить к ней какой-то особенный «бонус», который перекроет собой обыденность, ординарные результаты. 

Такие порывы, больше напоминающие погоню за жар-птицей, замечательны сами по себе, и иногда действительно имеют результат. Во всяком случае, никто не запрещает стремиться к великому! Однако и в этом случае смысл жизни не становится полностью понятным, нет уверенности, что вот — это точно оно, а не что-то еще. 

К тому же желание кардинально изменить жизнь в пользу мечты, как бы придав существованию действительно важный смысл, автоматически обесценивает реальность (и ее, может быть, скромные, но объективные результаты). «Синица в руках» далеко не всегда выглядит заманчиво. Но самое главное, что никто из пернатых (синицы, журавли, жар-птицы) — не дают того, что разыскивается: понятного и несомненного смысла жизни. 

Когда мы теряем смыслы

Если вы задумаетесь о том, когда именно появился в вашей голове вопрос о смысле жизни, вы наверняка найдете в воспоминаниях и какие-то события вокруг этого вопроса, подтолкнувшие вас к серьезным размышлениям. Это могут быть как травматические эпизоды, вдруг переворачивающие жизнь, так и «тихие» травмы (из которых мы выходим со словами: «это настолько бессмысленно, что ровно отсюда я всё поменяю»); или, наоборот, моменты успеха, когда вы вдруг понимаете: «здорово, но не то». 

Вы можете с удивлением обнаружить, что до того, как вы начали искать смысл жизни, она шла своим чередом, то есть в ней был какой-то смысл, о котором вы и не задумывались. Получается, что поиск смысла в большей степени репрезентирует что-то другое, что оказывается скрытым: пустоту, усталость, отчаяние, разочарование. 

Помните Фауста, достигшего большого профессионального успеха, но решившегося на самоубийство из-за чувства, что самых сокровенных тайн мироздания он так и не постиг? Смысл жизни явно относился к ним. Какие бы открытия и дары не предлагал ему Мефистофель: любовь, знания, путешествия во времени и т. д. — он повторял: «мне скучно». Это очень показательный литературный пример того, как стремление к высшему, тайному, особенному смыслу жизни скрывает под собой пустоту и депрессию. Если бы мы что-то узнали о детстве Фауста, возможно, путь до причин этой депрессии был бы ближе, чем до Трои и прекрасной Елены.  

Смысл vs суть

Когда вы задались вопросом «зачем я живу?»,  это прекрасный момент узнать о себе что-то важное (если только вы готовы искать смысл существования внутри, а не вовне). Почему многие ищут его, как будто знают, что — но не могут в точности описать, каков он? Если слов не хватает и рациональное понимание не складывается, то вполне возможно, мы говорим о тех ощущениях, которые были, когда слов вовсе не было — о младенчестве, наполненном смыслом естественным образом. 

Ответ на вопрос «зачем?» может быть простым: «за тем, что я ждала тебя и хотела, чтобы ты появился на свет». Конечно, это ответ любящей матери, для которой существование ее ребенка ценно само по себе, без особенных дополнительных смыслов. Вместо смысла здесь появляется суть жизни, которая всегда — в любви. Можно догадаться, что если в самый ранний период младенец был достаточно любим и был «королем», то в дальнейшую жизнь он понесет уверенность, что можно просто «быть живым, живым и только». 

Если же этой уверенности нет — приходится вопрошать о смысле жизни, который на самом деле искать совершенно не нужно, потому что он никогда и не терялся, а с самого начала был тут — в сердцевине психики, в центре любви, в сути Я.   

__________

Присоединяйтесь к нам в соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.

Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.

Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ, подать ДОКУМЕНТЫ НА ОБУЧЕНИЕ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.