• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
22
Март

Взглянуть на психосоматику шире

Создатель психоанализа Зигмунд Фрейд в своей работе «По ту сторону принципа удовольствия» писал: всё, что произошло с человеком с первых дней его жизни и не было им переработано, в дальнейшем будет постоянно стремиться проникнуть в душевную жизнь в виде различных симптомов, в том числе телесных. Связь телесного и психического, ее влияние на возникновение и течение различных заболеваний изучает психоаналитическая психосоматика. Она появилась в 1950-1960-х годах в Париже. Слушатели нашей программы погружаются в эту сферу с первых дней обучения, посещая один из ключевых курсов МП «Психоаналитическая психосоматика. Психоаналитическая техника работы с психосоматическими и оператуарными пациентами». Его ведет Лариса Ивановна Фусу*. Подробнее об этом курсе читайте в нашей новой статье. 

Взглянуть на психосоматику шире

МП "Психоанализ и психоаналитическая психотерапия"

Любимый предмет

«До поступления на программу я часто слышала о психосоматике, ее роли в здоровье человека. Но, признаться, никогда не воспринимала всё это всерьез. Придя на лекции Ларисы Ивановны Фусу по психосоматике, я с первых минут поняла, что теперь это мой любимый предмет. Я поразилась тому, насколько сильно связаны тело и психика, и как мало, к сожалению, об этом знают люди», — пишет в эссе слушательница первого курса Юлия Захарова.

Буквально каждая лекция Ларисы Ивановны становится для студентов настоящим открытием. Эти занятия, говорят они, позволяют им взглянуть на привычные, знакомые вещи совсем под другим углом. 

Мне было полезно узнать, что нормальный подросток — это ненормальный подросток. И если не позволять им “сходить с ума”, они будут делать это во взрослом возрасте, — пишет слушательница Ирина Исаева. — Также новой для меня была информация о том, почему подростки не моются, противятся прикосновениям, объятиям; почему их кожа часто покрывается прыщами. Оказывается, эти особенности обусловлены “отпугиванием” взрослых и связаны с психосексуальным развитием, соблазнением. 

Еще одним открытием для Ирины стала информация о том, к каким серьезным последствиям могут приводить такие безобидные, на первый взгляд, вещи, как поцелуи родителями ребенка в губы или совместный сон с детьми. 

«Это провоцирует, усугубляет перевозбуждение, с которым ребенок не может справиться, что в итоге приводит к нарушению сна, расчесываниям, психозу и разного рода соматическим заболеваниям».

В диалоге

Студенты особенно восхищаются умением Ларисы Ивановны объяснять сложный материал доходчивым и понятным языком.

Лариса Ивановна начала свой курс с довольно нестандартных и во многом снижающих тревогу слов: “Нет необходимости пытаться хоть что-то понять, а тем более запомнить. Я все деконденсирую за этот год”, — рассказывает в своей работе слушательница первого курса Евгения Герасимова.

«Лекции Ларисы Ивановны интересно слушать, она умеет преподнести сложный материал простым языком, привести примеры и рассказать истории, основанные на ее личном опыте», — говорит студентка первого курса Дарья Гудла. 

Магистранты также отмечают способность преподавателя подсвечивать проблему с неожиданной стороны, делать необычные, неочевидные на первый взгляд выводы. 

Благодаря лекциям Ларисы Ивановны стало понятнее, для чего нам на первых диагностических сессиях необходимо определить структуру личности. Знания о психическом функционировании позволили лучше разобраться в важности сеттинга. Появилось понимание, что делать точно нельзя — и как невинные (на первый взгляд незначительные) вещи могут привести к необратимым, ужасным последствиям, — размышляет Ирина Исаева. 

Импонирует слушателям и формат занятий Ларисы Ивановны, в котором она гармонично сочетает лекцию с ответами на вопросы студентов. 

«Лариса Ивановна любит работать в формате диалога с аудиторией. Я порой поражаюсь тому, какие классные вопросы задают слушатели, и тому, как отвечает на них преподаватель. Слушать безумно интересно!» — пишет в своем эссе наша коллега Анастасия Агулова. 

«Я всегда была увлечена живой дискуссией и очень много взяла для себя именно из открытого диалога лектора и аудитории», — рассказывает Ирина Исаева.

Услышать себя

«Для меня занятия по психоаналитической психосоматике стали своего рода руководством к тому, что такое психоанализ на практике», — пишет Евгения Герасимова. 

Впрочем, многие слушатели говорят, что лекции Ларисы Ивановны помогают им не только научиться грамотно выстраивать работу с пациентами, но и лучше понять самих себя, найти ответы на важные вопросы. 

В самом начале курса я относилась к лекциям Ларисы Ивановны скептически. Тема психосоматики казалась мне надуманной. Я была убеждена, что всё, касающееся болезней, дело случая; что не существует сильной взаимосвязи между физическим и психическим состоянием, — пишет Софья Михалёва. — Однако, рефлексируя и вспоминая последние годы своей жизни, я осознала, что в прошлом соматизировала постоянно. Я болела каждый месяц и неделями сидела дома. Я была уверена, что у меня очень плохой иммунитет. Но лекции Ларисы Ивановны помогли взглянуть на тему психосоматики шире. Всё вдруг связалось, и я поняла, что таким образом реагировала на ментальные проблемы. Было легче заболеть, чем ходить на скучные лекции, чувствовать, что ты находишься не на своем месте, делать вещи, которые считаешь бесполезными. Я проживала свои неосознанные страхи и горе через болезни.

На своих лекциях Лариса Ивановна говорит: «Чем лучше функционирует психический аппарат, тем меньше страдает тело». По словам студентов, они на собственном опыте видят справедливость этого утверждения. 

«Я пятый год в анализе и готова расписаться под этим высказыванием лично, — пишет Ирина Исаева. — Сколько еще будет длиться моя работа, не знаю. Неразрешенных вопросов очень много, но одно могу отметить точно: вопросы, связанные с соматическими, аддиктивными проявлениями, разжали, ослабили свою хватку или вовсе ушли. В процессе своего пути многие вещи я предполагала, чувствовала интуитивно, но именно после знакомства с французским подходом в моем арсенале появились такие понятия как сырой материал, мнестические следы, которые нуждаются в репрезентации; и более глубокое понимание того, как сложно на самом деле устроен психический аппарат и как важно понимать и знать происходящие в нем процессы».

*Лариса Ивановна Фусу — психоаналитик, психоаналитический психосоматик, член Парижского психоаналитического общества (SPP) и Международной психоаналитической ассоциации (IPA), член Международной ассоциации психосоматики им. П. Марти (IPSO), президент Общества психоаналитической психосоматики; врач психиатр-нарколог, кандидат медицинских наук.

__________

Присоединяйтесь к нам в соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.

Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.

Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ, подать ДОКУМЕНТЫ НА ОБУЧЕНИЕ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.