По ту сторону сознания
«Когда меня спрашивают, как можно стать психоаналитиком, я всегда отвечаю: с помощью изучения своих собственных сновидений», — пишет Зигмунд Фрейд. Систематическую работу в этом направлении основатель психоанализа начал в 1895 году. Толчком для нее послужил сон, который приснился ученому в ночь с 23 на 24 июля, и который вошел в историю психоанализа под названием «Инъекция Ирме». С легкой руки нашего преподавателя Дмитрия Викторовича Селиванова дата 24 июля получила у нас на программе название Dream Day. Работа со сновидениями — один из ключевых навыков в психоаналитическом подходе. На нашей программе слушателей, конечно же, учат развивать его. В частности, эту тему они изучают на курсе Виталины Олеговны Чибис «История и теория психоанализа». Магистранты разбираются, что скрывают сновидения, как понять смысл образов и символов, которые приходят во сне, как использовать это знание в работе.
Формула сновидения
Тема сновидений с древних времен была окутана мистической дымкой. Сон воспринимался как некое загадочное состояние. Библейские авторы, с одной стороны, считали сон инструментом, при помощи которого Бог общается с пророками; с другой, средством, через которое дьявол искушает и мучает души людей. Известные писатели, поэты, художники часто погружали героев своих произведений в причудливые сны, показывая с помощью ярких, необычных образов, что происходит с ними по ту сторону сознания.
Фрейд показал, что сон — это не мистика, а иное знание о работе психического аппарата, — размышляет в эссе слушательница первого курса Ирина Ивашкевич. — В “Толковании сновидений” он впервые вводит термин психической работы. Фрейд, в частности, предположил, что, когда мы засыпаем, работа психики продолжается. Она продолжает интегрировать полученный опыт и перерабатывать полученную за день информацию.
Сновидения состоят из различных элементов или аспектов. «Первый аспект — это дневной остаток, — поясняет в своем эссе студентка первого курса Анна Алексеенко. — Это какое-то событие, произошедшее днем, которое имеет ассоциативную связь с инфантильными сексуальными желаниями. Второе — это манифестное содержание сновидений, то есть сама картинка или событие, которое в нем происходит. Третье — скрытое, латентное содержание сновидения».
Часто в манифестном содержании выражается конфликт, который заключается в борьбе между желаниями прошлого и потребностями, возможностями настоящего. Именно его и интерпретируют в аналитическом процессе, вписывая в историю человека и в отношения переноса, — отмечает в своей работе еще одна наша коллега Екатерина Зенина.
Есть сновидения, которые условно можно назвать «хорошими». Они связаны с исполнением инфантильного сексуального желания и оберегают сон человека.
«Также есть травматические сновидения — кошмары. Они не оберегают сон, а заставляют человека снова и снова переживать травматическое событие, — пишет Анна Алексеенко. — Здесь можно вспомнить работу Фрейда “По ту сторону принципа удовольствия”, где психоаналитик говорит о том, что травматические сновидения служат цели не исполнения инфантильного сексуального желания, а желанию вернуться в травматическое событие и пережить его по-новому. Травматические сновидения могут быть повторяющимися. В зависимости от того, появляются они в неизменном виде или трансформируются, можно говорить о том, что идет какая-то психологическая переработка этого травматического переживания, или сновидения не помогают переработать травматический материал».
Разгадать послание
Фрейд считал, что в основе сновидений лежат наши бессознательные, вытесненные желания, и работа анализа сновидения необходима для того, чтобы расшифровать их скрытый смысл. Одна из сложностей, которая здесь возникает, — это то, насколько хорошо человек запоминает свои сны. Как пишет основатель психоанализа, «наша память абсолютно непригодна для сохранения сновидений».
«Психоаналитик понимал, что, когда пациент превращает сон в рассказ, многое теряется, смешивается с реальностью и затрудняет интерпретацию, — размышляет Ирина Ивашкевич. — Для этого Фрейд, раз за разом, просил своих пациентов повторять сон и схватывал именно те детали, которые при повторении меняли смысл или звучали иначе. Это позволяло подобраться к бессознательному всё ближе и четче интерпретировать сновидения. Мне показалась достаточно интересной параллель, которую проводит Фрейд, сравнивая процесс толкования сновидений с использованием подзорной трубы. Он пишет, как, благодаря наведению подзорной трубы, можно фокусироваться на тех или иных образах. Исследуя каждый образ по очереди, словно наводя трубу, мы можем строить ассоциативные цепочки, которые становятся основой для построения психоаналитической работы».
В сновидениях мы сталкиваемся с таким понятием как скрещивание влечений. Это когда один и тот же объект используется в разных ассоциативных цепочках. Чем больше таких цепочек, тем более полно мы можем толковать сновидения, — пишет Анна Алексеенко. — К одному и тому же сновидению можно возвращаться снова и снова, находя всё новые цепочки. Даже спустя несколько месяцев это сновидение может всплывать и вызывать какие-то ассоциации у пациента.
Бывают ситуации, когда человек не может вспомнить, что ему снилось. Здесь важно помнить, что сновидение — гораздо больше, чем тот образ, который мы видим, когда спим.
«Это еще и аффекты, которые клиент может отреагировать, рассказав о своих ощущениях, испытанных во сне, например: не помню, что мне снилось, но я проснулся в ужасе», — отмечает слушатель первого курса Евгений Земцов.
Избавиться от страдания
Фрейд был убежден: анализ сновидений, помогая выявить бессознательные конфликты и желания пациента, позволяет психоаналитику лучше понять его.
«Это, в частности, дает понимание, как работает психический аппарат клиента, на каком уровне функционирует его психика, насколько он способен ментализировать», — пишет Евгений Земцов.
«Благодаря работе со сновидениями пациент получает возможность переработать травмирующий материал, интегрировать этот опыт, — резюмирует Ирина Ивашкевич. — Что, в конечном итоге, приводит к исчезновению симптомов, которые доставляли человеку страдание».
__________
Присоединяйтесь к нам в соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.
Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.