«Я чувствую, что на мне защитное пальто»
Тело — объект изучения разных областей знаний: психологии, психоанализа, философии, истории, антропологии, медицины. Это не только биологический организм, но и своеобразное средство коммуникации, пространство, где проявляются психические конфликты.
В своей работе «Феномен “второй кожи”»* выпускница нашей программы Маргарита Стефановска размышляет о том, что такое «психическая кожа», когда и как она формируется, и какую роль играет в жизни человека. Некоторые тезисы из этой статьи публикуем сегодня в рубрике «Психологическое сообщество».
Основное место контакта
Кожа — это свидетельство присутствия человека в мире. Она может быть звуковой, визуальной, сновиденческой оболочкой. Кожа раскрывает личные смыслы (даже те, которые должны были бы остаться скрытыми).
«Кожа включает в себя существенный смысл существования — прикосновение, — пишет Маргарита. — Потерять способность к прикосновению — значит быть лишенным какой-либо точки соприкосновения, парализованным и оставленным другим».
Поверхность тела — это основное место эротического контакта, где можно снять напряженность и усилить возбуждение. Благодаря коже соприкасается внутреннее и внешнее.
«Кожа — переходный объект, — продолжает Маргарита. — Это физическая и психическая граница между внутренним и внешним миром, которая всегда раскрывает то, что существует между психическим и телесным Я. Экран, куда человек проецирует мечты, страдания, — это вопрос контейнирующей функции кожи».
Место самовосстановления
«Для молодых людей тело — это место самовосстановления, создания нового образа, идентификации с другим, — считает выпускница нашей программы. — Но для других это — место заключения, которое молодой человек иногда хочет разорвать на части».
Тело, которое не было инвестировано любовью в процессе признания, или которое было повреждено сексуальным насилием или инцестом, приводит к желанию избавиться от него.
«Отсюда важность самоповреждения после полученной агрессии, где травмирование тела — это символический способ избавиться от кожи, которая вызывает отвращение», — пишет Маргарита.
Кожа — это наш защитный слой от возбуждений внешнего мира. В повседневном языке мы используем различные метафорические выражения, которые указывают на психологическое значение кожи: быть толстокожим, лезть под кожу (раздражать).
«Психическая кожа»
В процессе наблюдения за младенцами английский психоаналитик, последовательница Мелани Кляйн и Уилфреда Биона Эстер Бик высказала гипотезу о «второй коже».
Появление психической кожи относится к периоду грудного вскармливания.
«Изначально Я воспринимает себя как некую совокупность частей, нуждающихся в объекте, который бы вмещал и объединял их, и этим объектом психической реальности является кожа», — рассуждает Маргарита.
Поврежденный щит
В своей статье Маргарита Стефановска ссылается на клинический пример из работы Илани Коган. Пациентка Коган — дочь выжившего в период холокоста, которая воспринимала образы отца и матери как поврежденные «контейнеры». Это стало для девушки источником ее самодеструктивности.
«Психическое пространство развивается уже в раннем детстве, находясь вместе с матерью, отцом, братьями и сестрами, — пишет наша выпускница. — Здесь многое может пойти не так. Слишком много герметичности, слишком мало собственного, слишком мало “третьего”».
На этом этапе развивается «первичная кожа», под которой может возникнуть психическое пространство.
«Если в неблагоприятных отношениях ребенку не удается создать свое собственное внутреннее пространство, возможно, возникает бессознательная идея о том, что он тесно связан с матерью через кожу, — продолжает Маргарита. — Такое ощущение, что он застрял в сумке кенгуру или как будто застрял в конверте с матерью. Тогда мать похожа на “вторую кожу” для ребенка».
Она похожа на защитный слой кожи от возбуждения (щит для ребенка). Этот щит фильтрует эмоции и защищает ребенка от «наводнения». Мать регулирует границу между собой и ребенком, благодаря чему ребенок узнает свои собственные пределы. Но этот щит может быть поврежден, и тогда возникнут сложности с определением границ Я/не Я, сознательного и бессознательного, внутреннего и внешнего. Или щит может быть настолько защитным, что закроет ребенка полностью, «запрёт» вместе с матерью.
«Психологически страдающие люди обычно не знают о том, что они застряли во “второй коже” с другим, — поясняет Маргарита. — Это сложно выразить словами, но часто во всех возможных ситуациях наблюдается выраженная клаустрофобия. Часто только в психоанализе такие явления могут стать видимыми, заметными и ощутимыми».
Внутренний контейнер
Термин «вторая кожа» используется и в положительном значении. Например, когда пациент чувствует что-то вроде защитного покрытия в слаженном терапевтическом альянсе с аналитиком. Он может сказать: «Я чувствую, что на мне — “защитное пальто”».
Дети рождаются с желанием отношений, показывая свои эмоции взрослому. Взрослый человек может сопереживать и начать контейнировать чувства младенца, успокоить и удовлетворить потребности ребенка. Многие из этих процессов начинаются уже в утробе матери.
«Молодая мать смотрит на своего ребенка и “поглощает” его чувства, — рассуждает Маргарита. — Сначала она чувствует свое единение с ребенком. Затем ребенок обращается к матери со своими невыносимыми чувствами. Она общается с младенцем определенным образом, отмечая при этом свое выражение лица. Выражение лица и слова взрослого успокаивают младенца. Когда взрослые достаточно часто думают о ребенке, тогда ребенок учится думать о себе. Функция ментализации необходима для того, чтобы иметь возможность регулировать свои собственные чувства».
Если общение с достаточно хорошими взрослыми (матерью, отцом) происходило много раз, то ребенок успокаивается лучше.
«Он создал свой собственный внутренний контейнер, в котором может размещать чувства и проблемы, — считает наша коллега. — У него есть внутренняя картинка взрослых, которые когда-то успокоили его».
* Полный текст статьи опубликован в «Журнале клинического и прикладного психоанализа» НИУ ВШЭ.
Ссылка на статью: https://psychoanalysis-journal.hse.ru/article/view/21205/18458
__________
Присоединяйтесь к нам в соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.
Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.