Бион: видеть что-то известное по-иному
«Гибралтарская скала», «величайший после Фрейда психоаналитический мыслитель», «один из самых ярких представителей британской школы психоанализа» — так отзываются о психоаналитике Уилфреде Бионе его коллеги, ученики, пациенты. По их мнению, одна из величайших заслуг Биона заключается в том, что он придал классическим взглядам Фрейда и Мелани Кляйн свежесть и оригинальность — и таким образом открыл новые пути развития психоанализа. 8 сентября исполнится 127 лет со дня рождения этого выдающегося человека. Накануне даты вспоминаем еще раз о самых ярких и интересных моментах из биографии психоаналитика, а также рассказываем, с чего лучше начать знакомство с теориями доктора Биона и как его наследие изучают на нашей программе.
В поисках потерянного дома
Уилфред Бион родился в Индии, в городе Матхура. Это очень значимый факт из жизни психоаналитика, считают его биографы. Например, автор книги «Клинические лекции по Кляйн и Биону» Робин Андерсон убеждена, что свой опыт думания и чувствования Бион получил с колыбели, общаясь с людьми иной культуры. Именно он оказался для ученого той самой призмой, «через которую можно увидеть что-то уже известное, но совсем по-иному».
Будущему психоаналитику было всего восемь лет, когда его отправили учиться в Англию. Родители навещали сына редко. Мальчик страдал от одиночества, сырого климата, тосковал по солнечной Индии, по родным (и особенно по любимой кормилице, воспитавшей его). По мнению биографов Биона, с этим ощущением потери дома ученый жил всю свою жизнь, и «до конца жизни искал свой дом — место, которое могло бы им стать».
«Я умер 8 августа 1918 года»
После окончания школы Бион собирался изучать историю и философию, но планы нарушила Первая мировая война. Она стала одной из самых страшных страниц в жизни ученого. Ему было всего 19, когда он отправился добровольцем на фронт. После короткого обучения Биона зачислили в Королевский танковый полк, он командовал танковым взводом. За храбрость, проявленную во время битвы при Камбре, его представили к Кресту Виктории. Правда, получать награду Бион отказался, сказав, что не достоин ее, и что заслуги его экипажа ничуть не меньше его собственных.
Одним из самых травматичных эпизодов этого периода для психоаналитика стала битва при Амьене в 1918 году. Позже, вспоминая те события, Бион напишет:
«Я умер — 8 августа 1918 года. Я обнаружил, что с нетерпением жду, когда меня убьют. Я так и не оправился от пережитого в битве при Амьене. Я всё еще чувствую, как моя кожа натягивается на кости моего лица, как будто это маска трупа. Никто не говорил мне, что военная служба полностью изменит мою способность наслаждаться жизнью».
Пережитые Бионом события Первой мировой войны сильно повлияли на формирование его психологического понимания себя и человеческой природы. Всю свою дальнейшую жизнь он так или иначе пытался осмыслить переживания, связанные с войной. Старшая дочь ученого Партенопа (она тоже стала психоаналитиком) считает, что как аналитик ее отец сформировался именно в результате своего военного опыта.
После войны
В 1918 году, после демобилизации, Бион поступил в Оксфорд, где изучал историю и философию. После окончания университета он некоторое время преподавал историю и французский язык в школе, где когда-то учился сам. Педагогическая карьера Биона была недолгой — в 1923 году он пошел учиться в Медицинский колледж Лондонского университета (University College Hospital). В Лондон он приехал, привлеченный «странным новым предметом, называемым психоанализом».
После блестящего окончания колледжа Бион стал работать врачом-стажером в знаменитой Тавистокской клинике в Лондоне. В течение семи лет он занимался психотерапевтическим лечением больных, страдающих расстройствами личности (одним из его пациентов был писатель Сэмюэл Беккет).
В 1937 году молодой врач познакомился с Джоном Рикманом — одним из известных британских психоаналитиков того времени — и через год стал его анализантом. Еще через два анализ пришлось прервать — началась Вторая мировая война. Во время нее Бион разрабатывал методы отбора офицеров для британской армии, руководил отделением военно-психиатрического госпиталя Нортфилда в Бирмингеме, а еще работал над новыми методами лечения больных, страдающих ПТСР.
Непокорный ученик
Когда война закончилась, Бион продолжил работу в Тавистокской клинике. Примерно тогда же он начал анализ у Мелани Кляйн, продлившийся восемь лет. Уже в самом начале ученый объявил Кляйн, что ему чуждо поклонение авторитетам, и что он желает сохранить в работе полную независимость. Он был верным, но непокорным учеником.
Уилфред Бион развил теорию объектных отношений Кляйн, разработав концепции об уровнях мышления и контейнирования. Так, он утверждает, что ребенок рождается с недифференцированной «кашей» из ощущений, которые не может понять и осмыслить. Такие ощущения аналитик назвал бета-элементами. За счет взаимодействия ребенка с матерью они трансформируются в альфа-элементы — сознательные визуальные, аудиальные и кинестетические образы.
В 1950 году Бион вступил в Британское психоаналитическое общество, а в 1962-м возглавил его. Авторитет ученого в Великобритании был огромен. Аналитик Фрэнсис Тастин, проходившая у него анализ, позже вспоминала:
«Я называла его "Гибралтарской скалой"».
Другое место
Биону был 71 год, когда он переехал в США. Туда его пригласила группа новаторов-психоаналитиков, интересовавшихся теориями Мелани Кляйн и ее последователей. Американский период в жизни психоаналитика складывался непросто. Ему пришлось столкнуться с давлением анти-кляйнианских групп.
«Отношения между мной и моими коллегами здесь, в Лос-Анджелесе, можно было точно описать как почти полностью неудачные, — писал Бион. — Коллеги озадачены и не могут понять меня. Существует, если не ошибаюсь, больше страха, чем понимания или симпатии к моим мыслям, личности или идеям. Не подлежит сомнению эмоциональная ситуация — лучше быть в другом месте».
Таким «другим местом» для него стали Аргентина и Бразилия, где психоаналитик часто читал лекции. Его теории и сегодня пользуются в этих странах огромной популярностью. Особенно Биону нравилась Бразилия. Она напоминала психоаналитику его родину — Индию, по которой он тосковал всю жизнь.
В 1979 году Бион вернулся в Англию. У него было много планов: он хотел создать новую психоаналитическую группу, а еще мечтал отправиться в Бомбей и поработать с индийскими аналитиками. Этим мечтам не суждено было сбыться. Ученый страдал лейкемией, 8 ноября 1979 года его не стало.
«Подобно ряби на поверхности озера»
«Труды Биона афористичны, провокативны и требуют усиленного размышления», — пишет английский психиатр и ученый Роберт Хиншелвуд в «Словаре кляйнианского психоанализа».
«Читая Биона, часто чувствуешь, что глубина и сила его идей подобна ряби на поверхности озера, приводящей к непрерывным изменениям его отражения. Язык Биона кажется полным сомнений, полуправды, тайны и неопределенности, передать эти аспекты его идей на деле оказывается неразрешимой задачей», — считают авторы книги «Введение в работы Биона».
Теория Уилфреда Биона, действительно, насыщена сложными, абстрактными и многозначными понятиями. Слушатели нашей программы погружаются в нее на курсе нашего преподавателя Дмитрия Викторовича Селиванова «Идеи У. Биона в психоаналитической практике (Фундаментальные основы современного психоанализа)».
Все материалы этого курса эксклюзивные — Дмитрий Викторович сам переводит работы психоаналитика для своих лекций.
Кстати, в начале этого года вышла в свет книга Биона «Элементы психоанализа» в переводе нашего преподавателя. Благодаря его же работе по переводу спустя 13 лет вновь был издан на русском языке и другой труд ученого — книга «Внимание и интерпретация».
«С моей точки зрения, это лучшая книга Биона, и это действительно вершина его письменного творчества. Она подводит итог эволюции его мысли за чрезвычайно интенсивное десятилетие», — считает Дмитрий Викторович Селиванов.
Кроме того, наши слушатели разбираются в концепциях Биона на семинарах бразильского психоаналитика Руджеро Леви, которые он регулярно проводит у нас на программе. Доктор Леви ведет несколько групп, участники которых исследуют идеи ученого и ищут возможности для более точного их понимания.
Самостоятельная работа
Изучить теории психоаналитика можно и самостоятельно, с помощью книг, посвященных наследию ученого. Одна из их — «Введение в работы Биона» (авторы — Леон Гринберг, Дарио Сор, Елизабет Табак де Бьянчеди). В книге представлен обзор основных идей психоаналитика: его гипотезы по поводу работы с группами и групповой культуры, взгляд на психозы, причины их появления и клинические проявления; теория мышления, а также размышления о практике психоанализа в целом.
Желающим погрузиться в мир Биона рекомендуем к прочтению книгу Жерара Блендоню «Встречи над пропастью. Жизнь и труды Уилфреда Биона». Это первая полная биография и первое всестороннее объяснение значительного вклада психоаналитика в психоаналитическую теорию и практику.
Об основных достижениях Биона можно также почитать в «Словаре кляйнианского психоанализа» Роберта Хиншелвуда. Ученому посвящена одна из статей книги.
«Достижения Биона уступают разве что достижениям самой Кляйн, — пишет Хиншелвуд. — Хотя некоторые исследователи сочли их потенциал даже более высоким. И если существует посткляйнианская школа или традиция, то ее представляет Бион».
________________________
Более подробно о книгах, с которых можно начать знакомство с работами психоаналитика, мы рассказывали в одном из выпусков «Книжной полки».
https://www.hse.ru/ma/therapy/news/813099260.html
https://vk.com/wall133798021_33027?w=wall-211276759_867&ysclid=m0ms59nd1g918900750|«Книжной полки
Еще больше интересных фактов из жизни ученого читайте в рубрике «Псиантропология».
https://www.hse.ru/ma/therapy/news/808991380.html
Интервью с Дмитрием Викторовичем Селивановым, в котором он рассказывает в том числе о своем интересе к концепциям Биона и о том, как появился курс, посвященный идеям психоаналитика, можно почитать в рубрике «Наши люди».