Магическое мышление: бегство от одиночества и тревоги
Сегодня пятница, 13-е, еще её называют «чертовым днем». Существует поверье, что именно в этот день с людьми чаще всего происходят всевозможные неприятности. Мы подумали, что эта дата — хороший повод поговорить о магическом мышлении: о том, как формируется этот феномен, какие причины за ним стоят, как он проявляется в повседневной жизни и чем чревато бегство в фантазийную реальность.
Родом из детства
Магическое мышление — это вера в то, что человек может влиять на различные события и окружающую действительность с помощью собственных мыслей, определенных символических действий, ритуалов, слов (даже если логические, правдоподобные основания для этого отсутствуют). Выполнение этих ритуалов и обрядов дает человеку иллюзию контроля над происходящим, которое объективно контролю неподвластно. Это позволяет людям справиться с сильным чувством тревоги, связанным с ситуацией неопределенности.
Корни магического мышления уходят в далекие первобытные времена, когда люди еще не обладали достаточным количеством знаний об окружающем мире, и наделяли его и происходящие в нём события и явления (особенно негативные) сверхъестественными свойствами. Первобытный человек постоянно был озадачен тем, как защитить свое племя от злых духов, и для этого с помощью различных ритуалов пытался установить с ними благоприятную связь.
Отголоски этих обрядов мы можем каждый день наблюдать в нашей повседневной жизни. Например, в словесных пожеланиях вроде «ни пуха ни пера», поговорках, запретах на произнесение каких-либо слов, фраз; в различных ритуалах от «дурного глаза» (скрестить пальцы за спиной, поплевать через плечо, увидев черную кошку на дороге). Привороты, отвороты, колдовство — это тоже варианты проявления магического мышления.
Магические установки формируются в раннем детстве, когда ребенок еще не владеет понятийным мышлением, не умеет мыслить критично. Это порождает у него веру в сверхъестественное. Кроме того, лежащая в основе магических установок иллюзия контроля неразрывно связана с фантазиями о всемогуществе, которые свойственны всем маленьким детям.
По мнению психоаналитика Хайнца Кохута, наличие таких фантазий — важное условие для формирования у ребенка здорового нарциссизма. Постепенно, в процессе развития, у детей происходит так называемая деидеализация образа всемогущего «Я» и всемогущего родителя — иллюзии и фантазии заменяются фактами.
Бывает так, что этот процесс проходит с нарушениями. Это приводит к тому, что даже у взрослых людей можно наблюдать склонность к магическому мышлению, которая в течение жизни по разным причинам может возрастать. Например, из-за отсутствия знаний, которые могли бы объяснить человеку причины происходящих в его жизни тех или иных событий.
Магическое мышление также может обостряться из-за сильного стресса. Нередко это связано с какими-либо неудачами — профессиональными или личными — которые претерпевает человек; отсутствием у него возможностей реализовать задуманные идеи и планы. Неверие в собственные силы заставляет людей верить в чудо, сбегать от проблем в вымышленный мир.
Всё к лучшему?
Магическое мышление — это далеко не только про страх перед черной кошкой или женщиной с пустыми ведрами. Если вы живете с убеждением, что всё в этой жизни нужно заслужить, помогая другим и ограничивая во всём себя, потому что только так вселенная отблагодарит вас за усердие, это признак того, что вы находитесь во власти магических установок. Если вы часто повторяете: «Всё, что ни делается, всё к лучшему» — это тоже может говорить о склонности к магическому мышлению, и стоят за этим, возможно, серьезные внутриличностные конфликты и переживания.
Нередко их истоки находятся в детстве. Например, есть мнение, что магическое мышление активизируется у детей, если у них нет близких доверительных отношений с родителями или другими значимыми взрослыми. Эмоциональная изоляция ребенка приводит к стимуляции у него фантазий, погружению во внутренний вымышленный мир, который он предпочитает реальному. То же самое происходит с детьми, которые не чувствуют себя в безопасности, если они живут с ощущением беспомощности перед миром, который ощущается ими как враждебный.
Вернемся к фразам вроде: «Всё, что ни происходит, всё к лучшему», «Чем меньше мы обращаем внимание на негатив, тем меньше его в нашей жизни». По мнению некоторых специалистов, так может проявляться отрицание — защитный механизм, в котором тоже присутствуют элементы архаичного сознания: «если я отрицаю, значит, это со мной не случится». Избегая реальности и собственных чувств, человек пытается избавиться от контакта с болезненными переживаниями и эмоциями, что дает ему мнимое ощущение безопасности, всемогущества, контроля над реальностью. Иногда это приводит к тяжелым последствиям для здоровья. К примеру, игнорируя тревожные симптомы, связанные с физическим состоянием («если я не замечаю их, значит, они волшебным образом исчезнут сами собой»), человек может упустить начало серьезного заболевания.
Также магические установки могут быть отголоском трансгенерационной передачи.
— Один из таких примеров — передающаяся в некоторых семьях из поколения в поколение легенда о «венце безбрачия», из-за которого все женщины в роду несчастливы, не выходят замуж, рожают детей вне брака, потому что на них якобы лежит проклятие, — говорит наш преподаватель, психоаналитик Виталина Олеговна Чибис. — То есть предки бессознательно передают потомкам некоторые фантазии, и последующие поколения вынуждены разыгрывать эти конфликты или навязчиво повторять те проблемы, которые существовали в предыдущих поколениях.
Вакцинация страха и ее побочка
Что же с этим делать? Можно ли перестать убегать в панике от черной кошки, «избавиться» от венца безбрачия? Ответ: да. Один из способов — тот самый ритуальный: постучать по дереву, поплевать через плечо и т. д. По мнению руководителя нашей программы, психоаналитика Андрея Владимировича Россохина, определенные положительные моменты в таком способе есть.
— Он заключается в том, что суеверие — это некая вакцинация собственных страхов в глобальном смысле, — говорит Андрей Владимирович. — Допустим, мы видим черную кошку, испытываем по этому поводу тревогу, после чего прибегаем к известным ритуалам. Таким образом, мы берем свою тревогу, связанную с неизвестностью, неопределенностью, собственной уязвимостью и беспомощностью, под контроль, проживаем ее символически на одной-единственной кошке или другом объекте, и обретаем способность действовать в других пространствах. Это некий способ преодолеть страх, связанный с неизвестным, и тем, что мы в реальности никак не можем контролировать.
Проблема в том, что у магической «вакцинации» есть побочный эффект: контролируя тревогу через ритуалы, убегая от нее, мы ограничиваем наш внутренний мир, теряем жизненную силу и контакт с собой, убежден руководитель МП. По его мнению, есть только один по-настоящему действенный способ справиться со своей тревогой — психоаналитический. Он заключается во внутренней психической работе по осмыслению суеверия, фантазии.
— Нужно понимать простую вещь: мы все напичканы проекциями наших родственников — в первую очередь, родителей, во вторую — дедушек и бабушек, — поясняет Виталина Олеговна Чибис. — Многие вещи передаются по умолчанию, через негласную коммуникацию, при контакте бессознательного с бессознательным (об этом говорят: «всосать с молоком матери»). Ведь что такое, например, «венец безбрачия»? Это проекция, которая приходит к человеку от его предков. Поэтому одна из задач, которую проделывает психоанализ, это проработка фантазий, избавление пациента от проекций: материнских, отцовских, других родственников, — которые на него попали. Наша психика стремится к связанности — это одна из потребностей Я. Соответственно, если у нас что-то не интегрировано, конфликтно, оно будет воспроизводиться в нашей жизни, в нашей истории — до тех пор, пока не будет переработано и интегрировано.
Андрей Владимирович Россохин говорит: суеверие нужно использовать как дверь, за которой мы можем встретить те пространства своего внутреннего мира, которые важны для нас, но которые по каким-либо причинам ощущаются как опасные и пугающие, поэтому мы избегаем их с помощью обрядов. Только осознав и проработав это, разрешив себе почувствовать, пережить тревогу, мы можем освободиться от магического мышления и двигаться вперед.
А вы верите в приметы и суеверия? Как «договариваетесь» со своей «черной кошкой»?