Новости
Почему РПП — это семейная болезнь?
РПП, как правило, это очень раннее нарушение, которое часто впервые дает о себе знать именно в переходном периоде (хотя сегодня проявления нарушений пищевого поведения сильно «молодеют», и всё чаще в кабинет психотерапевта попадают дети моложе 10 лет).
Психоаналитический подход рассматривает и анорексию, и булимию, и компульсивное переедание как внешние проявления внутреннего конфликта конкретного человека и симптом нарушений в целой «семейной системе». Поэтому для благополучного исцеления РПП у подростков крайне важна (и даже жизненно необходима) поддержка и активное участие семьи на протяжении всего периода терапии. Подробнее поговорим об этом сегодня в рубрике «Голодные игры».
Понять свое тело — понять себя
Для психоанализа тело и все ассоциации, связанные с ним, очень важны. Именно Фрейд впервые объяснил, что психика формируется из ранних телесных ощущений. Потому многие травмы и дефициты детства находят для себя «язык тела», когда невозможно сказать о них словами (к примеру, травмы довербального периода).
Как же получается, что при такой важности у нас иногда формируются сложные отношения со своим собственным телом — единство тела и психики нарушается, и тело становится требовательным или безропотным «партнером», «экраном», «скафандром» или «бренной оболочкой»? Об этом в своей новой авторской колонке размышляет наш преподаватель, психоаналитический психотерапевт Мария Чершинцева.
«Здесь я не нужна, там — невозможна»
Писала Марина Цветаева о своих внутренних противоречиях в период эмиграции. Все ее творчество проникнуто идеями двойственности — жизнь/смерть, оставаться на родине/жить в чужой стране, мужское/женское, мать/поэт. Один из ее глубочайших внутренних конфликтов — борьба Эроса и Танатоса, влечения к жизни и влечения к смерти. Эта дихотомия и побуждала женщину-поэта писать и стихи, и прозу. И именно баланс этих двух мощнейших сил и заинтересовал нашу выпускницу — Марию Бодрягину.
Сегодня в нашей рубрике «Прикладной психоанализ» мы познакомим вас с основными тезисами из ее дипломной работы. В ней Мария рассказывает о том, как видит психоанализ жизнь и творчество одной из самых противоречивых фигур русской литературы — женщины-поэта Марины Цветаевой.
«У вас есть шанс пережить нечто великое!»
В минувший четверг, 26 сентября, у нас на программе начался новый учебный год. Магистерские ряды пополнили 307 слушателей первого курса. 221 человек из них учатся в гибридном формате, 86 — полностью онлайн. Психоаналитическое путешествие «8.0» началось, как всегда, с встречи-знакомства первокурсников с создателем и руководителем МП Андреем Владимировичем Россохиным и директором программы Екатериной Фёдоровой. Встреча получилась очень контейнирующей. Андрею Владимировичу и Екатерине удалось поддержать молодых коллег, снизить градус их тревожности, которая сейчас присутствует у многих; убедить студентов в том, что все трудности можно преодолеть, если знать, как это делать.
Еда — это не действие, а то, что с нами происходит
Еще несколько десятилетий назад было не принято открыто говорить о том, что мы едим, как едим и как воспринимаем свой вес. Но сегодня разговоры о питании, теле и расстройствах пищевого поведения звучат всё чаще. Проникают они и в наше психоаналитическое пространство.
Темы еды в психоанализе оказалось так много, что мы решили посвятить ей отдельную рубрику под названием «Голодные игры». В ней мы будем рассказывать о том, как видит тему питания, аппетита, голода и насыщения психоанализ.
Он рассматривает тему пищевого поведения весьма отлично от других методов психотерапии. ПА не работает непосредственно с самим поведением, и психоаналитик не станет уточнять особенности меню и регулярность приемов пищи, но он будет работать с причинами появления того или иного симптома.
В первом выпуске новой рубрики поговорим об орторексии — новом расстройстве пищевого поведения, стремительно набирающем печальную популярность по всему миру.
"Невероятно живые, свободные, энергичные"
Ровно через неделю на нашей программе стартует новый учебный год. Для слушателей первого курса он начнется традиционно: встречей-знакомством с пространством программы, в которое коллег будут погружать руководитель МП Андрей Владимирович Россохин и директор программы Екатерина Фёдорова. За парты — настоящие и виртуальные — сядут 307 студентов. 221 человек из них будет учиться в гибридном формате, 86 — полностью онлайн. Кто они, наши первокурсники? С какими ожиданиями и запросами пришли учиться на программу? Что стало решающим критерием для зачисления на программу? Эти и другие вопросы мы задали Екатерине Фёдоровой. Она познакомилась с нашими новыми коллегами несколько месяцев назад, когда они были еще абитуриентами. С каждым из них директор МП провела личное собеседование (всего их было более 400). И, говорит она, уже на этом этапе у нее сложилось ощущение, что курс будет живым, активным, интересным!
Магическое мышление: бегство от одиночества и тревоги
Сегодня пятница, 13-е, еще её называют «чертовым днем». Существует поверье, что именно в этот день с людьми чаще всего происходят всевозможные неприятности. Мы подумали, что эта дата — хороший повод поговорить о магическом мышлении: о том, как формируется этот феномен, какие причины за ним стоят, как он проявляется в повседневной жизни и чем чревато бегство в фантазийную реальность.
Соблазнение: между любовью и перверсией
Соблазнение — одна из самых важных тем психоанализа. Рассуждая о влечениях, Фрейд пришел к выводу, что без идеи «соблазнения к жизни» невозможно представить, что именно запускает в психике процесс ее развития. Но то же соблазнение имеет и другую сторону — оно способно активизировать влечение к смерти в том случае, если служит перверсии. Ближайший последователь Фрейда Шандор Ференци описал две эти формы соблазнения как «язык нежности» и «язык страсти». Наш психический Эрос говорит на обоих языках, но очень важно не путать их — особенно, если речь идет о детско-родительских отношениях. О том, как отличить одно от другого, и чем грозит нам смешение «языков» и смыслов соблазнения, читайте в новой авторской колонке нашего преподавателя, психоаналитического психотерапевта Марии Чершинцевой.
Бион: видеть что-то известное по-иному
«Гибралтарская скала», «величайший после Фрейда психоаналитический мыслитель», «один из самых ярких представителей британской школы психоанализа» — так отзываются о психоаналитике Уилфреде Бионе его коллеги, ученики, пациенты. По их мнению, одна из величайших заслуг Биона заключается в том, что он придал классическим взглядам Фрейда и Мелани Кляйн свежесть и оригинальность — и таким образом открыл новые пути развития психоанализа. 8 сентября исполнится 127 лет со дня рождения этого выдающегося человека. Накануне даты вспоминаем еще раз о самых ярких и интересных моментах из биографии психоаналитика, а также рассказываем, с чего лучше начать знакомство с теориями доктора Биона и как его наследие изучают на нашей программе.
Рыцарь или безумец? Психоаналитический взгляд на образ Дон Кихота
Нарциссическое расстройство личности — патология нашего времени. Слово «нарцисс» по отношению к человеку стало употребляться чаще чем когда-либо. Однако всегда ли мы понимаем, что стоит за этим понятием? Нарциссизм бывает разный, в том числе и жизненно необходимый.
Выпускница нашей программы Екатерина Костюк рассуждает об этом на примере биографии испанского писателя Мигеля де Сервантеса Сааведры. Она проводит параллели между его жизнью и образом Дон Кихота — героя его самого знаменитого романа. Некоторые размышления нашей коллеги о «рыцаре печального образа», его возлюбленной и верном оруженосце публикуем сегодня в рубрике «Прикладной психоанализ».