• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Это учеба, где тебя учат получать удовольствие от жизни»

Она давно интересовалась психологией и хотела стать психологом, и честно отучилась этой профессии два года. Но… защищать диплом не стала, а через 13 лет сделала вторую попытку получить психологическое образование. 

Скучной историю сегодняшней героини рубрики «Наши люди» Марии Давыдовой точно не назовешь. Мария живет и работает в Москве. Воспитывает сына-подростка, руководит редакцией видеосервиса Wink. В мае она закончила первый курс нашей магистерской программы и перешла на второй. По первому образованию Мария — экономист, за ее плечами бакалавриат и магистратура МГУ. Потом была та самая первая попытка погрузиться в психологию (эта сфера очень привлекала Марию). 

Мария Давыдова

Долгая дорога к психоанализу

— Почему тогда, 13 лет назад, вы не стали защищать диплом? 

— Не чувствовала в себе готовности к психологическому консультированию. Это было, скорее, обучение для себя, — объясняет наша собеседница. — 13 лет назад я абсолютно не понимала, как работать с клиентами. Психология — это ведь не только глубокие научные знания, но и определенный навык, ремесло, которому тоже нужно обучиться: в какой момент задать вопрос, в какой форме это сделать, а когда лучше помолчать. Это огромный пласт, к которому необходимо готовиться. 

Шло время, и я чувствовала, что интерес к психологии меня не покидает. В какой-то момент поняла, что готова и очень хочу вернуться в эту сферу. Меня привлекала мысль получить вторую профессию, в которой «нет пенсии».  

 

— Почему вы выбрали именно магистерскую программу по психоанализу в ВШЭ?  

— Я стала смотреть, какие вообще есть программы. Сначала хотела пойти в МГУ — все-таки альма матер. Сестра, которая училась в ВШЭ, спросила: «А почему не "Вышка"?» Я ответила: «Откуда в "Вышке" психология?». На что она сказала: «Там есть всё!» — и прислала мне ссылки на различные магистратуры по психологии. 

Я почитала описания, и больше всего мне откликнулась МП по психоанализу и психоаналитической психотерапии (хотя учиться именно психоанализу никогда не собиралась — считала, что это слишком сложно, видела для себя что-то попроще). Но именно у этой программы есть одно колоссальное и неоспоримое преимущество — огромное количество практики. То, чего мне так не хватало во время первой учебы. 

А еще я верю в судьбу. На первом вводном занятии Андрей Владимирович Россохин разбирал картину «Девочка на шаре». С ней связано мое первое детское воспоминание — одно из самых ярких. Тогда я поняла, что, видимо, это судьба.

 

Полюбить неопределенность

— Психоанализ оказался действительно сложной темой? 

— Да, учиться очень трудно. Это действительно другое мировоззрение, другая глубина погружения, другой язык, к которому нужно было привыкнуть. Это полное отсутствие схем, табличек, общих правил — та самая пресловутая неопределенность, которой нас все время учили. Меня как человека, всю жизнь работающего в диджитал-бизнесе, который полностью алгоритмизирован, такой подход, с одной стороны, порадовал; с другой — было сложно. 

Только где-то месяца через три-четыре после начала учебы я осознала, что в моей голове образовалась полновесная 3D-модель того, что происходит, с каким-то собственным ее пониманием. Потом стала замечать, что с каждым новым месяцем обучения, новой прочитанной книгой эта модель становится все более детализированной и живой. А через год пришло принятие, что в этой неопределенности можно существовать и кайфовать от нее. Никогда не знаешь, с чем придет твой клиент завтра. Подготовиться к этому невозможно. Каждый раз ты встречаешься с чем-то новым, и каждый раз перед тобой открываются все новые и новые грани. 

Несмотря на то, что учиться трудно, учеба одновременно заряжает, дает новые силы. Кроме того, все это время ты находишься в удивительном, поддерживающем пространстве. 165 человек, с которыми фантастически интересно (при том что все очень разные). Глубокие, сильные, думающие, принимающие и никогда не осуждающие люди. 

Преподаватели — боги! Я влюблялась в них каждый раз, когда начинался новый предмет. Они часто напоминают нам о том, что себе нужно обязательно давать передышку, огромное им спасибо за это! Когда я понимала, что мне необходим отдых, откладывала книги.  Некоторые лекции позже переслушивала в записи. Что характерно, когда переслушиваешь, они раскрываются по-новому и самым интереснейшим образом. Уверена, если через год я вернусь к этим записям, снова будет много открытий. 

 

«Психоанализ идет нам на пользу»

— Тяжело совмещать учебу с работой и домом? 

— Непросто, но мой сын (ему скоро 14) меня поддерживает. Перед тем как включиться в учебный процесс, я посоветовалась с ним, предупредила, что, скорее всего, по вечерам и в один из выходных меня дома не будет. За этот год сын стал более самостоятельным, еще лучше научился готовить. Бывают ситуации, когда я, например, слушаю лекции в записи, а он готовит и приносит еду. 

Часто слушаю лекции, когда сын дома, и замечаю, что у него стали проскальзывать психологические словечки. Он, конечно, над этим подшучивает, но вообще мне кажется, психоанализ нам обоим идет на пользу.

Поскольку я живу в Москве, стараюсь посещать занятия очно — так интереснее. Конечно, работа не всегда позволяет присутствовать на лекциях — тогда подключаюсь онлайн. Поделюсь лайфхаком: когда я не успеваю доехать с работы к началу занятия, то слушаю преподавателя онлайн, в наушниках. Потом приезжаю в институт, аккуратно захожу в аудиторию, отключаю трансляцию и присутствую на лекции уже «живьем». Так мне удается ничего не пропустить. 

 

Первая сессия

— Когда вы начали консультировать? Помните вашего первого клиента, свои ощущения во время сессии?

— Это было в январе, в начале второго семестра, как только нам официально разрешили работать. Я быстро выполнила все необходимые для этого требования — хотелось начать практиковать побыстрее — и включилась в работу. И первую сессию (она проходила онлайн), и моего клиента, и его кейс помню хорошо. Волновалась сильно. Это был первый и единственный раз, когда я положила рядом ручку и бумажку. Потом делала заметки только по памяти. За это большое спасибо Наталье Васильевне Лужанской — она сразу сказала нам, что блокнотом и ручкой пользоваться не надо, что нужно стараться запоминать, что важно именно то, что мы почувствовали и запомнили, и необходимо тренировать этот навык. Действительно, со временем начинаешь запоминать больше. 

Кстати, советую первокурсникам ни в коем случае не пропускать супервизии, не ограничиваться обязательными, которые проходят по понедельникам. Посещайте как можно больше супервизий у как можно большего количества преподавателей. Чем больше видишь реальных примеров, чем больше пропускаешь через себя чужих историй, тем быстрее обретаешь навык смотреть на них как можно более объективно. 

 

Покачаться на волнах неопределенности

— После получения диплома вы планируете полностью уйти в психотерапию или будете совмещать ее с вашей нынешней деятельностью?  

— Свою текущую работу я тоже очень люблю, поэтому уходить из нее (по крайней мере сейчас) не хочу. Но подумываю о том, чтобы полностью уйти на удаленку и выстроить более гибкий рабочий график. Планирую попробовать сочетать два вида деятельности, и постепенно, в течение 5-10 лет, полностью уйти в психотерапию. 

Я очень хочу практиковать, но сегодня не могу сказать, кем себя вижу лет через пять. За этот год со мной произошло столько всего, сколько не происходило никогда. Этот год перевернул весь мой мир! Поэтому хочу просто «покачаться на волнах неопределенности» и получить от этого удовольствие. Вот сейчас я получаю удовольствие от процесса учебы — такое же, как от результата. 

 

Услышать себя

— Что самое важное вы почувствовали в этом году? 

— Любить жизнь! Любить неопределенность. Как говорит наш преподаватель Лариса Ивановна Фусу, психоаналитику нужно получать удовольствие от работы и от жизни. Учеба на программе учит именно этому — получать удовольствие от жизни. 

 

— Какие главные изменения произошли с вами за год? 

— Я услышала себя. Стала понимать, чего именно я хочу. Появилась привычка анализировать себя. Я снова чувствую себя живой и юной.

 

— Что вы сказали бы абитуриентам, которые, возможно, еще размышляют, идти ли на программу? 

— Конечно идти! Я очень хорошо понимаю их сомнения и волнения. Год назад я тоже волновалась. И волновалась до последнего, пока не пришла на первое занятие. А потом я влюбилась. И я бы повторила все это еще раз. 

Месяц назад я страшно завидовала второкурсникам — тому, что они получают дипломы. И в то же время сочувствовала им, потому что для них учеба на программе закончилась. А сейчас я немного завидую будущим первокурсникам, потому что у них все еще впереди. Это очень классно — учиться, открывать для себя  психоанализ и ловить от этого кайф. 

***

Следующая статья из рубрики Наши люди - «У меня есть большое желание сделать психологическую помощь ближе к людям»

Как поступить?