• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Разгадать ребус сновидения

«Я считаю своим долгом утверждать, что сновидение действительно имеет значение, и что действительно возможен научный подход к его толкованию».

Это цитата из книги Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений», она считается одним из самых известных трудов психоаналитика. Работа была издана в 1900 году, в ней ученый впервые разъясняет такое ключевое понятие психоанализа как бессознательное.

Толкование сновидений Фрейд называл «Via Regia*» — дорогой к познанию этого бессознательного.

* - царский путь, дорога в царские чертоги.

«В дальнейшем изложении я постараюсь привести доказательства того, что существует психологическая техника, которая позволяет толковать сновидения, и что при применении этого метода любое сновидение оказывается осмысленным психическим феноменом, который может быть в соответствующем месте включен в душевную деятельность бодрствования», — пишет Фрейд.

О функции сновидений основатель психоанализа стал задумываться задолго до того, как была написана эта работа. Его друзья и коллеги знали об интересе Фрейда к снам и собирали их для него.

Летом 1895 года произошло знаковое событие, положившее начало систематической работе психоаналитика в этом направлении. Фрейду, который в то время находился с семьей  в замке Бельвю, приснился его знаменитый сон, вошедший в историю психоанализа под названием «Инъекция Ирме». Случилось это в ночь с 23 на 24 июля. Психоаналитик подверг сон тщательному разбору: его описание занимает около одной книжной страницы, в то время как его анализ — целых девять!

Позже Фрейд напишет в письме своему другу и коллеге Вильгельму Флиссу:

«Можешь ли ты себе представить, что однажды в этом доме появится мраморная табличка, на которой будет написано: “Здесь 24 июля 1895 года доктором Зигмундом Фрейдом была разгадана тайна сновидений”?».

Спустя 82 года, 6 мая 1977-го, памятная доска с такой надписью действительно появилась на месте замка Бельвю! Ее установили члены Австрийского общества Зигмунда Фрейда.

Но вернемся к сновидению «Инъекция Ирмы».

Ему предшествовало драматическое событие в жизни основателя психоанализа. Он лечил от истерии пациентку, которую звали Эмма. Фрейд попросил своего друга (психоаналитика и врача-отоларинголога Вильгельма Флисса) осмотреть женщину на предмет какой-либо патологии носа. Фрейд предполагал, что она могла влиять на истерическую симптоматику. Флисс действительно обнаружил небольшую патологию и предложил прооперировать Эмму. Операция прошла неудачно и имела для здоровья женщины тяжелые последствия... Фрейд испытывал чувство вины от того, что невольно стал источником проблем своей пациентки.

Во сне ему приснился большой зал, в котором он принимает гостей. Среди них психоаналитик замечает и свою бывшую пациентку (он называет ее Ирмой). Фрейд отмечает, что она выглядит «бледной и опухшей». Женщина жалуется на боли в горле, животе и желудке. Психоаналитик в ответ упрекает Ирму в том, что она сама во всём виновата.

Размышляя об этом сновидении, Фрейд делает вывод, что за ним стоит желание оправдать себя, снять с себя ответственность за плохое самочувствие пациентки, успокоиться мыслью, что она страдает по своей вине, а не по вине аналитика.

«Сновидение освободило меня от ответственности за самочувствие Ирмы, — пишет Фрейд в своей книге. — Его содержание является, таким образом, осуществлением желания, его мотив — желание».

Один из основных тезисов теории Фрейда именно об этом — каждый сон отражает осуществление какого-то желания (подавленного, вытесненного). В своей работе он приводит расшифровки сновидений нескольких пациентов, которые подтверждают эту мысль.

Так, психоаналитик рассказывает о женщине, увидевшей во сне следы молока на своей одежде. Он интерпретирует это как ее желание забеременеть и кормить малыша.

По мнению Фрейда, в сновидении есть явный и скрытый смысл. Явное — это то, что можно сообщить после пробуждения. Скрытое же можно понять только после толкования. Психоаналитик считал, что сновидение образуют две психические силы. Первая — это, собственно, желание, которое испытывает человек. Вторая — так называемая «цензура», которая его искажает. У каждого из нас есть тайные, запретные желания, скрытые в глубинах бессознательного, которые достигают сознания лишь в искаженном «цензурой» виде.

Многие сны по своему содержанию скрыты настолько, что, на первый взгляд, исполнением желания не выглядят. Но Фрейд доказывает, что это не так.

 Например, в книге он рассказывает о своей пациентке, которой снилось, что она хочет устроить званый ужин (но по ряду причин это не удалось). Во время анализа выяснилось, что на ужин должна была приехать подруга пациентки, которую она ревновала к своему мужу. Таким образом во сне осуществилось желание женщины не встречаться со своей подругой: ужин не состоялся, приятельница в гости не пришла, повода для ревности нет. 

Другой пациентке Фрейда приснилось, что она присутствует на похоронах любимого племянника. Оказалось, что на похоронах другого родственника женщина встретила мужчину, которого она любила, но с которым не могла быть вместе.  Сновидение исполнило ее заветное желание — встретиться с любимым человеком.

Фрейд сравнивал сны с ребусом, который нужно разгадать, чтобы научиться осознавать свои самые сокровенные желания и фантазии.

«Кто не умеет объяснить себе возникновение сновидений, тот напрасно будет стараться понять различного рода фобии, навязчивые мысли, бредовые идеи с той целью, чтобы оказать на них терапевтическое воздействие», — размышляет он.

Современники Фрейда поначалу отнеслись к его теориям прохладно — самый первый тираж «Толкования сновидений» в количестве 600 экземпляров не был распродан в течение восьми лет. Впрочем, позже книга стала популярной, и при жизни ученого было опубликовано еще семь изданий. Сам он считал, что в истории психоанализа теория сновидений «занимает особое место, знаменуя собою поворотный пункт, благодаря ей психоанализ сделал шаг от психотерапевтического метода к глубинной психологии».
 

***

 

Следующая статья в рубрике Психологическое сообщество — Психоаналитическая психосоматика