• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как понять, что имеешь дело с истериком

С истерией сталкивается не только психотерапевт в своем кабинете — ее можно встретить и в обыденной жизни. В наших прошлых публикациях мы писали о том, что это такое, какие причины лежат в основе этого заболевания и как его лечили в разное время.Напомним, что истерия — это и тип поведения, и тип личности. Сегодня мы поговорим как раз об истерической личности и о том, как понять, что имеешь дело с истериком.

Фрагмент картины $igh (2016)
Urs Fischer

Вся жизнь — игра

Чтобы разобраться в истерических отношениях, важно знать теорию. Так, в ходе недавнего семинара, который прошел на нашей программе, известный французский психоаналитик Жаклин Шаффер рассказала о том, почему истерики формируют особый тип отношений:

Существует непримиримое противоречие между либидо (энергией влечения) и защитами. Когда наш психический аппарат сталкивается с напором влечений, импульсов, это приводит к возбуждению. С этим возбуждением психика вынуждена справляться.

Влечение всегда направлено на объект. Истерическая личность выстраивает своеобразные отношения с объектом: старается сблизиться и одновременно сбежать от него. Потому что для нее объект — это лишь место для проекций ее собственного возбуждения. Что это значит, разберем чуть позже.

Такая игра становится главной психологической защитой истерика. Испытывая тревогу от своих собственных влечений, человек пытается защититься от них и от своей сексуальности. Старается «приручить» влечение и получить над ним контроль.

По словам Жаклин Шаффер, истерик как будто перемещает опасность, которую несет для него влечение, в пространство игры. А игру уже можно разворачивать на разных территориях с помощью разных объектов.

С кем играет истерик

Где можно увидеть эту истерическую игру?

Во-первых, это может быть собственное тело истерика — когда у него появляются симптомы какого-либо заболевания, которые затем загадочным образом исчезают. При этом в основе этих симптомов нет никаких реальных поражений органов.

Симптом — это своеобразная трансформация возбуждения, к которому у истерика нет доступа.

Во-вторых, площадкой для игры могут быть отношения с другими людьми, построенные по истерическому типу.

В-третьих, игра может проявляться через различные фобии. Иногда случается так, что истерик не только проецирует вовне свое возбуждение, но и смещает его, в результате чего появляется фобия. Например, страх какого-то животного, страх перед определенными объектами или ситуациями.

Истерия — это также и эротическая игра, в которой человек (независимо от пола) ищет свою сексуальную идентичность, свое женское.

На сцене и за кулисами 

Для того, чтобы игра состоялась, истерическая личность создает свой собственный «театр», в котором разыгрывает драматические спектакли, выставляет напоказ тревогу, доводит до предела свои чувства и аффекты. Все для того, чтобы соблазнить и спровоцировать зрителей (неважно - одного или нескольких).

Истерическая личность жаждет взглядов других и ловит реакции своего окружения, добивается его внимания с помощью драматизации, жадности и ненасытности в отношении эмоций, — говорит мадам Шаффер.

Такая драматизация — это попытка перенести внутреннее напряжение наружу, чтобы справиться с ним. Но это также приводит и к отрицанию истинных причин возбуждения, к неспособности признать их внутреннее происхождение.

Истеричка снова и снова повторяет травматические ситуации, воздействуя на свое окружение для того, чтобы совладать с травмой. И, занимая активную позицию, не позволяет другому человеку или травматическому событию снова застать себя врасплох, как в детстве.

Истерия и ранние отношения

Одной из первопричин истерии может быть как чрезмерное отсутствие матери в ранний период жизни ребенка, так и ее постоянное присутствие. Здесь важен баланс. Говоря терминами Дональда Винникотта, мать должна быть «достаточно хорошей».

Если вместо того, чтобы проявить нежность и переработать возбуждение ребенка, мать оставляет его в таком состоянии и уходит, например, к отцу, то у ребенка будет ненависть и к родительской паре, и к первосцене, — рассказывает Жаклин Шаффер.

Ребенок в этой ситуации беспомощен, он не может самостоятельно справиться со своим возбуждением. В будущем, формируя истерический тип личности, он пытается исправить эту ситуацию, получить опыт контроля над ней.

Например, женщина с истерией будет выглядеть соблазняюще — носить яркий макияж, высокие каблуки, вызывающе себя вести. Она как будто занимает доминирующую позицию в этом процессе, как будто контролирует свои влечения.

Но как только мужчина соблазнен и готов на сексуальные отношения с ней, она исчезает. Ее цель — не получить удовольствие, а сохранить напряжение. В ее психическом всегда есть двойственность — есть влечение и есть необходимость защититься он него. Она одновременно и соблазнительница, и невинный маленький ребенок.

Повторение травматичного опыта

В своих работах, посвященных исследованию истерии, Фрейд показывает теснейшую взаимосвязь соблазнения и травматизма. Чтобы понять смысл повторения травмирующей ситуации, он выдвигает три гипотезы.

Первая — человек мстит другому, вынуждая его переживать то, что пережил сам. Соблазняя, истерик как будто помещает свое влечение в другого, заставляя другого ощущать и переживать опыт, который переживал когда-то он сам.

Вторая — через повторение травматичного опыта человек пытается ретроактивно совладать с возбуждением, «подготовить» себя к травматическому событию.

Третья — человек пытается аннулировать свой собственный травматический опыт или изменить его, сделав себя не пассивной жертвой, а тем, кто активно контролирует процесс. Истерик проецирует свою сексуальность в другого, соблазняя его и вызывая желание. И через другого он получает доступ к этому опыту и как будто может его контролировать.

Что касается способности к глубоким, зрелым отношения, то истерическая личность может проделать психическую работу и преодолеть этот барьер использования другого. Но истерические защиты очень мощные и обойти их способны не все. Использование других ради удовлетворения влечений в определенной степени закрывает путь к зрелым отношениям.

«В таком случае помогает психоаналитическое лечение, — делится своим опытом Жаклин Шаффер. — Его результатами можно пользоваться в любом возрасте».

Напомним, что цикл семинаров, посвященных истерии, продолжается. 7 декабря 2022 года состоится заключительный семинар мадам Шаффер, на котором будет рассмотрена тема истерии в ее связи с женским. Жаклин Шаффер расскажет об истерическом мазохизме, различии полов и фаллических защитах. Кстати, если вы не успели принять участие в первых трех семинарах и планируете регистрироваться на весь цикл, то вам будут доступны записи их теоретической части.

 

***

Следующая статья в рубрике Психологическое сообщество — Как выбрать психотерапевта