• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Свадьба: освободиться от внутреннего хаоса

Что означают свадьба и свадебные обряды с психоаналитической точки зрения? Это просто красивая церемония или нечто большее? Для выпускницы нашей программы Анны Горбатовой ответ на этот вопрос очевиден. По ее мнению, свадебный обряд представляет собой важный переходный ритуал, который позволяет главным действующим лицам, жениху и невесте, перейти из инфантильного детского состояния во взрослую жизнь.

«Pfad», 2003
Neo Rauch

 

О том, какие психические бессознательные процессы сопровождали этот переход, и какое отражение они нашли в свадебных ритуалах, Анна Горбатова рассказала в своей магистерской диссертации «Свадебный обряд с психоаналитической точки зрения». Некоторые тезисы этого исследования приводим в сегодняшнем выпуске рубрики «Психологическое сообщество».

«Брак легализует секс и потомство, которое родится в браке, — размышляет автор исследования. — Жених и невеста оказываются во власти страха первой брачной ночи и дефлорации невесты. Этот страх вызывает амбивалентные чувства, когда влечение к смерти соперничает с влечением к жизни.  Свадебные ритуалы позволяли снять психическое напряжение и облегчить внутреннее состояние жениха и невесты».

«И жили они долго и счастливо»

Свадьба — особая тема в жизни человека. Ей посвящены многие произведения искусства. Она нашла отражение в пословицах, поговорках и, конечно, в сказках, которые обычно заканчиваются свадебным пиром. Свадьба становится чем-то вроде приза для главных героев, ведь на пути к своему счастью им приходится преодолевать огромное количество трудностей и испытаний.  

Супруги празднуют годовщину свадьбы, отсчитывая время, проведенное вместе, отмечая дни рождения пары — объекта, который родился на свадьбе и которого до нее не существовало. 

Свадебные традиции существуют у каждого народа. Их наполнение и продолжительность варьировались в зависимости от места и эпохи. Но абсолютно во всех культурах этим обрядам отводилась роль перехода, который позволял главным действующим лицам, жениху и невесте, перейти из инфантильного детского состояния во взрослую жизнь. 

Этот переход неизбежно сопровождался множеством различных психических процессов, которые погружали психику в амбивалентное состояние, выдерживать которое было очень трудно. Свадебный обряд позволял участникам в игровой форме постепенно выйти из такого тяжелого состояния и перейти на новый жизненный этап — как во внешнем, так и во внутреннем мире

 

Свадебный обряд состоит из трех этапов: 

1. Этапа отделения (сватовство, смотрины, рукобитие).

2. Промежуточный этап (вытие, девичник/мальчишник, выкуп). 

3. Этап включения (брачная церемония, свадебный пир, гуляния). 

Их последовательность никогда не нарушалась. Каждый из этих этапов предполагал определенные действия и ритуалы, которые позволяли снять психическое напряжение и облегчить внутреннее состояние жениха и невесты.

Между жизнью и смертью

 

Какие же основные психологические процессы помогал переработать свадебный обряд? Известно, что брак легализует секс и потомство, которое родится в браке. Жених и невеста оказывались во власти страха первой брачной ночи и дефлорации невесты. Этот страх вызывает амбивалентные чувства, когда влечение к смерти соперничает с влечением к жизни.

Тезис о том, что человеком управляют два противоположных влечения: влечение к жизни и влечение к смерти — впервые сформулировал Зигмунд Фрейд в своей работе «По ту сторону принципа удовольствия». Влечение к жизни — Эрос, влечение к смерти — Танатос. На протяжении всей жизни человек вынужден выбирать между Эросом и Танатосом, между движением и покоем. 

Особенно сильно перспектива первых интимных отношений беспокоит невесту. Психолог Сабина Шпильрейн в работе «Деструкция как причина становления», ссылаясь на практический опыт работы с девушками-пациентками, пишет о том, что инстинкт продолжения рода окрашен для них не только позитивными эмоциями, но и страхом, тревогой, а иногда и отвращением. 

Противоречивые чувства испытывает и жених. Причина этого, по мнению Фрейда, заключается в страхе разочаровать невесту, вызвать ее агрессию; стать фигурой, которая будет требовать мести за совершенное «преступление». «Преступление» выражается не только в нанесении болевой физической травмы, но и нарциссического повреждения личности девушки, целостность которой, а значит, и ее ценность, нарушается посредством дефлорации. 

Именно поэтому у некоторых примитивных народов сложилась практика разделения свадебного обряда и первого полового акта. В этом случае девушка лишается невинности до брачной церемонии, и совершает эти действия не жених, а кто-то другой. 

То есть, фактически, под венец шли два сильно испуганных человека. Освободиться от этого внутреннего хаоса помогали свадебные обряды. К примеру, ритуалы промежуточного этапа вроде вытия позволяли легитимно отгоревать происходящее, выплакать все связанные с этим слезы.

Я/Мы

 

Еще один страх, который помогает преодолеть свадебный обряд, связан с работой горя по сепарации с родительским домом и детством. И жених, и невеста должны «умереть» в старом статусе детей своих родителей и возродиться в новом, совершить трансформацию от «Я» в «Мы».

Главным образом, проблема сепарации возникала у невесты. Ее увозили жить в новое место с новыми людьми, меняли имя. Разрыв связей с прошлым для девушки был более драматичным, чем для юноши. 

Психически это сопровождается состоянием лиминальности, то есть пребыванием между сознательным и бессознательным. Человек не понимает, спит он или бодрствует, границы размыты, он дезориентирован. Это состояние сопровождается физическим изнеможением, истощением и унижением, одиночеством, воздержанием.

Отыгрывание лиминальной стадии можно отследить и в свадебном обряде. Во время церемонии невесту могут накрывать покрывалом, через которое она не видит света. Также ее могут изолировать на какое-то время от общества. Фата и белый свадебный наряд невесты подчеркивали ее нахождение в потустороннем мире. Когда-то белый цвет символизировал смерть, а фата предназначалась для того, чтобы скрыть глаза девушки, — иначе, считалось, она могла навредить живым, встретившись с ними взглядом. Позднее значение фаты и белого наряда утратило первоначальный смысл, уступив место символике чистоты и девственности.

Победа Эроса над Танатосом

 

Отыгранная в свадебном обряде лиминальная стадия плавно переходила в венчание, свадебный пир и гуляние. Символически смерть уступала место жизни. Многие элементы торжества посвящены воспеванию либидо: в тостах молодоженам желают много детей, молодые впервые открыто целуются под крики: «Горько!». 

Фактически мы видим, что свадебный обряд представляет собой одну из разновидностей игры, которая дает жениху и невесте терапевтическую поддержку во время перехода на новый жизненный этап. 

Теоретические выводы о том, что свадебный обряд — это переход, смысл которого — похоронить отдельных юных субъектов и воскресить их в новом взрослом совместном статусе,  автор исследования подтверждает на примере психоаналитического анализа музыкального произведения Игоря Стравинского «Свадебка».

А как сегодня?

 

В современном мире свадебный обряд, как и многие другие, практически ушел в прошлое. От него остались только церемония венчания или росписи в ЗАГСе, а также свадебное застолье или праздник в ресторане. 

С одной стороны, это говорит о том, что общество развивается; многие страхи и тревоги ранних этапов переработаны, а потому не нуждаются в символизации и проигрывании. Женщины уже не зависят от мужчин. Увеличился возраст вступления в брак.  

С другой стороны, наружу выходят новые страхи и тревоги. Люди реже стремятся вступить в брак и родить детей, при этом число разводов увеличивается. Границы подросткового инфантильного периода сильно сдвинулись вверх, всё чаще возникают сложности с принятием гендерной идентичности, становятся актуальнее проблемы одиночества и депрессии.

Впрочем, общество не раз проходило трансформационные периоды, так или иначе приспосабливаясь к новым реалиям, и изобретая новые ритуалы и обряды.

***

Следующая статья в рубрике Психологическое сообщество — «Вытесненное не перестает возвращаться».