• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Опасная ловушка для психоанализа

Чаще всего о мазохизме говорят как о способности получать удовольствие от собственной боли. «Физическое насилие может стать невыносимым страданием для любого, за исключением желающего и умеющего терпеть», — писал французский психоаналитик Жак Андре.

В новом выпуске рубрики «Психологическое сообщество» публикуем рассуждения о мазохизме психоаналитически ориентированного психотерапевта, клинического психолога, выпускницы и супервизора нашей программы Тамары Айсиной.

Nesting Doll, 2019
Urs Fischer

«Венера в мехах»*

Термин «мазохизм» впервые был введен в 1886 году психиатром и неврологом Рихардом фон Крафт-Эбингом. Слово образовано от имени австрийского писателя Леопольда Захер-Мазоха, романы которого изобилуют сценами мазохистического характера. В произведении Захер-Мазоха «Венера в мехах» мазохист — мужчина, однако мазохизм существует как у мужчин, так и у женщин.

По мнению Крафт-Эбинга, у женщин он выражен гораздо сильнее. Немецкий психиатр считал, что цель мазохизма — подчинение лицу другого пола для того, чтобы испытать его насильственные действия по отношению к себе.

Загадочная проблема

К проблеме мазохизма обращается в своей теории и Фрейд, называя ее «загадочной» или «непонятной». Изначально Фрейд говорил о садизме и мазохизме как о самых распространенных перверсиях и определял их как склонность причинять боль сексуальному объекту и быть мучимым. Он отмечал, что мазохизм часто представляет собой продолжение садизма, но направленного на самого себя. То есть мазохист всегда одновременно и садист.

Далее (в работе «Ребенка бьют») Фрейд снова проводит параллель между садизмом и мазохизмом.

«Фактически эти фантазии воплощают вытесненное желание быть любимым, избранным своим отцом, но в результате регрессивного движения оно превратилось в желание быть им избитым, — пишет Тамара Айсина. — За этим стремлением к наказанию стоит чувство вины за инцестуозные желания и возможность освобождения от него в какой-то степени. Следовательно, Фрейд здесь описывал мазохизм как форму проявления Эдипова комплекса».

Теория Фрейда

Позже Фрейд пересмотрел свою концепцию и выделил три формы мазохизма: эрогенный (удовольствие от боли), женский и моральный. Эрогенный мазохизм первичен и лежит в основе двух других. Женский мазохизм, несмотря на его название, характерен для мужчин.

«По мнению Фрейда, здесь речь идет о перверсиях, в которых преобладают фантазии о жестоком обращении с субъектом (желании быть выпоротым, связанным, униженным), — поясняет супервизор нашей программы. — В их основе лежит желание мазохиста почувствовать себя маленьким, беспомощным ребенком, которого наказывают за его поведение».

В моральном мазохизме связь с сексуальностью ослаблена, на первый план выходит страдание и потребность в наказании (не важно, от кого или от чего исходит это наказание).

Другой взгляд

Идеи Фрейда были приняты не всеми психоаналитиками. Например, Саша Нахт считал, что сущность мазохизма — в обращении агрессии субъекта на самого себя. По мнению Нахта, это происходит из-за страха подвергнуться нападению или быть покинутым.

«Агрессия, по мнению Нахта, — следствие страха, агрессивной внешней среды и фрустрации. Мазохизм в данном случае — неудачная попытка защититься», — пишет Тамара Айсина.

Рудольф Левенштейн считал, что мазохизм не может быть постоянным свойством личности, в его основе — игра со страхом и попытка справиться с агрессором. 

Вильгельм Райх опровергал гипотезу Фрейда о том, что мазохист ищет боли и получает удовольствие от страданий. Он писал, что мазохист, как и любой другой человек, стремится к разрядке возбуждения, но боится удовольствия (или оргазмической разрядки), так как оно связано с исчезновением границ Я. С точки зрения Райха, мазохизм появляется как следствие этого страха.

Мазохизм смерти и жизни

«С момента обнародования второй теории влечений Фрейда в теории психоанализа начали происходить очень важные изменения, — отмечает Тамара Айсина. — Теория вызвала массу споров и разногласий: влечение к смерти одновременно входит в определение мазохизма, при этом мазохизм и есть воплощение влечения к смерти».

Связь мазохизма и влечения к смерти исследовал Бенно Розенберг в своей работе «Мазохизм смерти и мазохизм жизни». Он писал, что мазохизм выполняет важнейшую роль в психической жизни человека. Поддерживая возбуждение (мешая сиюминутному удовлетворению влечений), он противостоит влечению к смерти (где господствует принцип нирваны и отсутствие всякого возбуждения). 

Однако, если мазохизм развивается слишком активно, если он будет использоваться только для того, чтобы сделать возбуждение переносимым, чтобы научиться жить с ним, а не пытаться получить разрядку с помощью другого объекта, то речь пойдет о мазохизме смерти.

«Настоящий мазохист всегда подставляет щеку там, где появляется возможность получить пощечину», — писал Фрейд. Вспоминая об этом, Жак Андре называет мазохизм опасной ловушкой для психоанализа, поскольку психическое страдание из двигателя к прогрессу и излечению превращается в бесконечно повторяющуюся самоцель.

 

* Полная версия статьи опубликована в «Журнале клинического и прикладного психоанализа», том I. № 2, 2020 г.


Следующая статья в рубрике Психологическое сообщество — «Меня преследует неизбывный страх».