«Я просто доверяю своему пути»
Одним из популяризаторов психоанализа во Франции был военный врач Анжело Эснар — именно он делал первые переводы работ Фрейда на французский язык. Французская психоаналитическая школа и сегодня остается одной из наиболее востребованных среди специалистов.
Слушательницу нашей программы Анну Арбузову вдохновили истории психоаналитиков прошлого, которые оставались верны своим идеям и не прекращали исследований и собственного анализа, несмотря на все сложности, с которыми им пришлось столкнуться.
Сегодня в рубрике «Психологическое сообщество» публикуем фрагменты эссе Анны.
Подобно театру
«Как это было и в искусстве, в театре, и во многих других областях, основы развития психоанализа во Франции были заложены в начале 20-го века, — пишет наша слушательница. — История появления французского психоанализа напомнила мне истории создания театральных движений в различных странах».
Непросто было создавать МХТ, непросто было Дягилеву при создании его антрепризы «Русские сезоны», непросто было и пионерам французского психоанализа. Они столкнулись с огромным числом трудностей на своем пути. Однако общая идея и вера в собственный успех не могла не затрагивать умы их современников.
Манифест сюрреализма
Успех психоанализа во Франции стал возможен благодаря нескольким факторам. Первый — это сильная личность лидера, Зигмунда Фрейда.
«Начав “освоение” Франции со стажировки в Париже, в больнице Сальпетриер, он встречается с сопротивлением всему немецкому (в силу исторических причин), но постепенно находит поддержку со стороны творческой интеллигенции, — предполагает Анна. — Там его идеи были особенно актуальны».
Сюрреалисты заинтересовались бессознательным, интуитивным искусством. В 1924 году выходит манифест сюрреализма Андре Бретона, в котором искусство провозглашается главным инструментом освобождения человеческого духа. Сюрреалисты поддерживали идеи о том, что творческая энергия рождается в бессознательном и выражается через сны, фантазии, ассоциации.
«Искусство имеет свойство заражать сердца людей, и спонтанность сюрреалистов как новый вирус распространяется через технику Рене Магритта, Макса Эрнста, Андре Массона, Ива Танги и Фриды Кало по всему миру», — рассуждает Анна Арбузова.
Экспериментальные группы и театры создавали спектакли с элементами сюрреализма, а антрепренеры со всего мира перенимали их для своих спектаклей в России и Европе.
Психоанализ как искусство
В 1926 году создается Парижское психоаналитическое общество (SPP).
«Работы пионеров французского психоанализа создают живую и порой конфликтную среду, которая становится движущим механизмом, позволяющим психоанализу проникнуть в различные уголки Франции», — пишет слушательница нашей программы.
Яркие статьи, противостояние отдельных личностей и выдвижение их на социальную сцену создавало пространство для дискуссии.
Мари Бонапарт — ученица Фрейда — стала учредителем SPP. Однако, по ее словам, сам характер французов, их природа были препятствием развития психоанализа во Франции.
«Здравый смысл и чувствительность французов мешали анализу, желание все втиснуть в рамки определенного вкуса не давало полноценно раскрыться и прислушаться к своим истинным чувствам и бессознательному, — приводит ее слова в эссе Анна Арбузова. — Очень помогало восприятие психоанализа как искусства — языка, который был близок и понятен французам того времени».
Способ изменить жизнь
По мнению нашей слушательницы, величие Фрейда состоит в том, что ему удалось осуществить синтез всех имеющихся на тот момент элементов теории (бессознательное, вытеснение, сексуальность, сновидения), а его сподвижникам — передать психоаналитические концепции французскому обществу так, чтобы они стали понятны и близки их чувствованию и восприятию себя.
«Психоанализу во Франции пришлось пройти тернистый путь, — считает Анна. — Но не случись этого пути, не выбери каждый из первопроходцев тот маршрут, который они выбрали, неизвестно, каким бы мы увидели психоанализ сегодня, и сколько людей смогли бы познакомиться с собой и изменить свою жизнь к лучшему».
С тех пор психоанализ преобразился, появились новые теории, но труды отцов-основателей ценятся до сих пор. Их работы стали настольными книгами легендарных психоаналитиков современности.
«Мне очень близок французский психоанализ, его идеи, истории ведущих личностей, — рассказывает Анна. — В будущем я бы хотела намного глубже изучить французский психоанализ и, возможно, именно с ним связать свою жизнь. Но сейчас я просто доверяю своему пути, стараюсь получить ответы на вопросы, которые возникают всё чаще, открывая все новые грани моего интереса к этой теме».