• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Что такое перверсия

Мать дарит сыну два галстука. Когда он носит один, она обвиняет его в том, что ему не нравится второй. Когда он надевает другой, мать недовольна тем, что ему не нравится первый. Сын в отчаянии надевает оба — и мать говорит, что он, должно быть, сошел с ума, раз надевает два галстука одновременно!

Эту историю французский психиатр и психоаналитик Поль-Клод Ракамье называет прекрасной иллюстрацией перверсии.

Феномен со множеством лиц

Первертировать — это менять смысл, переворачивать все наизнанку, фальсифицировать. Так определяет этот термин еще один французский психоаналитик, Жак Андре.

Перверт «переворачивает» естественное устройство вещей. Пытаясь заполнить внутреннюю пустоту, не имея контакта со своими переживаниями, он использует других людей, чтобы «присвоить» себе их качества.

«Перверсии — это феномен со множеством лиц, — рассказал на одном из своих семинаров наш приглашенный профессор Алан Эриль*. — Перверт не воспринимает другого человека цельным и равным себе, он видит его как коллаж из элементов, нужных и понятных самому перверту. Он берет “элементы” других и собирает из них себя».

В зависимости от отношений перверта с другими людьми, выделяют несколько видов перверсий: характерная, параноидальная, сексуальная и нарциссическая.

Кто такой перверт?

Перверты способны ранить, причинять боль, оскорблять и унижать. Для них важно свести к минимуму собственное страдание, а в идеале — не страдать вообще.

В случае нарциссической перверсии человек абсолютно уверен в своей самодостаточности, ему жизненно важно никому ничем не быть обязанным. Ни сожаление, ни благодарность такому человеку незнакомы, он не признает собственные ошибки и обвиняет других.

Такие люди активно используют техники постановки неразрешимых дилемм, парадоксальную коммуникацию или просто отрицают ценность и значимость мыслей другого человека.

Портрет «жертвы» перверта

В качестве «жертвы» перверты выбирают людей, обладающих чертами, которых нет у них самих: креативных, щедрых, отзывчивых, опекающих, преданных, любящих, душевных. Людей, имеющих травматичный опыт в прошлом, способных к саморефлексии, нуждающихся в поддержке и утешении.

Искусно входя в доверие к «жертве», перверт становится для нее незаменимым и после этого начинает «свою игру». Он выстраивает коммуникацию так, чтобы другой человек сомневался в своей адекватности, испытывал чувство вины и отвращение к самому себе. Ведь для самого перверта такие чувства невыносимы. Помните мать в истории про галстук?

Однако стоит только «жертве» распознать малейший намек на манипуляцию, как перверты оставляют ее в покое. Они избегают людей, уверенных в себе и наделенных властью.

Как замечает Поль-Клод Ракамье, сам перверт не осознает первертную природу своего поведения. Возможно, поэтому мы чаще всего встречаем таких людей в нашей обычной жизни, и почти никогда — в кабинете психоаналитика. Ведь за помощью они обращаются только тогда, когда не очень успешны в своей перверсии.

*Алан Эриль — психоаналитик, член Французской ассоциации психотерапевтов, Парижской ассоциации психоаналитического обучения и фрейдовских исследований «Espace analytique», преподаватель ведущих университетов Université de Bourgogne, Université Paris XII, La Sorbonne (Paris III), штатный сотрудник легендарной больницы Hôpital de la Salpêtrière, руководитель образовательного центра Indigo Formations.

 

***

Следующая статья в рубрике Психологическое сообщество — О чем говорят потерянные вещи