• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Одиночество в современном мире

Какие мысли возникают у вас, когда вы слышите слово «одиночество»? Что оно для вас значит?

Сегодня мы поговорим о двойственном значении одиночества, о том, можно ли назвать его болезнью современной цивилизации и какое место занимает эта тема в психоаналитической теории. За основу возьмем магистерскую диссертацию нашей выпускницы Дарьи Сакауловой.

Истоки мысли

Первые размышления об одиночестве появились еще в античности. Многие философы, рассуждавшие о месте и роли человека в этом мире, условиях и особенностях его становления как личности, так или иначе затрагивали эту тему.

Например, Аристотель писал: «Кто бы ни находил наслаждение в одиночестве, тот либо дикий зверь, либо Бог». И уже в этой фразе видна парадоксальность этого понятия.

В традиционном обществе представление об одиноком бытии как о проклятии (или болезни) соседствует с представлением об одиночестве как привилегии «просветленного» человека — мага, жреца, шамана. Того, кто осмеливается осуществить встречу лицом к лицу с богом, заплатив за это отказом от социальной коммуникации.

Есть и еще одно представление об одиночестве. Если оно служит только лишь личному удовольствию и блаженству, то является в некотором смысле преступлением против порядков природы, где существование в одиночку равносильно соединению со смертью.

Снимок из серии «Парадокс столичного одиночества»
Дэниэл Мюллер

Современное одиночество

С развитием цивилизации проблема одиночества, обособленность людей друг от друга становится актуальной. Технический прогресс все больше стирает потребность в физическом контакте, пандемия коронавируса открыла новые возможности «жизни онлайн». Религиозные ценности ослабляются, трансформируется институт семьи, географическая разобщенность становится скорее нормой, чем исключением. Общество больше фрагментируется, люди отдаляются от социума и друг от друга.

«Индивидуум становится одинок и подавлен — живет один, работает один, страдает один и умирает один. Одиночество современной личности занимает свое законное место на стороне патологии, люди призваны обрастать своеобразной оболочкой — быть одинокими в присутствии других», — пишет Дарья Сакаулова.

И в этом состоянии есть парадокс: будучи изолированным, человек формирует аффективную (чувственную) связь с близким окружением. Формируется так называемая «удаленная близость». Таким образом устанавливается современный способ социальной связи, который сочетает одновременно близость и изолированность.

 

Снимок из серии «Тихий Токио»
Хирохару Мацумото

Психоаналитический подход

Зигмунд Фрейд, а затем и его последователи говорят о том, что склонность (или стремление?) к одиночеству определяется ранним развитием человека. При этом главную роль играют его отношения с первичными объектами (матерью, отцом и другими окружающими людьми) и обществом, в котором он растет.

Ни биологически, ни социально одиночество не первично для человеческого рода, ведь изначально для рождения третьего требуется пара. Состояние одинокого животного, по существу, противоречиво и нежизнеспособно, о чем свидетельствует инстинктивный страх быть брошенным.

Переживание одиночества — это ощущение подорванной внутренней целостности, где в патологических формах такое состояние способно привести к серьезным психическим расстройствам.

Снимок из серии «Животное туриста»
Йосиго

 Здоровое отношение к одиночеству заключается в принятии амбивалентности, которую оно в себе несет.

Человек обладает, с одной стороны, потребностью в автономности, отдельности, а с другой — не может без связи, без другого. Этот баланс позволяет выстраивать отношения с людьми, не лишаясь собственной идентичности.

Тема одиночества остается сложной, но не теряет своей значимости и глубины. Полный текст магистерской диссертации Дарьи Сакауловой читайте на сайте вышки.

В своей работе она рассматривает серии снимков современных фотографов: «Парадокс столичного одиночества» Дэниэла Мюллера, «Тихий Токио» Хирохару Мацумото, «Животное туриста» Йосиго. Делает психоаналитическую интерпретацию фильма «Спасительные поцелуи» Филиппа Гарреля.

 

***

Следующая статья в рубрике Психологическое сообщество — Что такое истерия и как она проявляется