• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
22
Март

О чем молчит психоаналитик?

С профессией психоаналитика, психотерапевта связано много мифов. Один из них заключается в том, что терапевт якобы дает пациентам советы, делится с ними жизненным опытом и своим мнением по тем или иным актуальным для клиента вопросам. Часто для клиента становится неожиданностью, что во время сессии психотерапевт слушает и… молчит. Что скрывается за этим молчанием? И как оно помогает пациенту наконец-то услышать себя? Об этом размышляет в новой авторской колонке* наш преподаватель, супервизор, психоаналитический психотерапевт Мария Чершинцева.

My Parents and Myself, 1975
David Hockney

Психоаналитики, как известно, молчат…

Много, долго, порой — мучительно долго. Молчат, делают записи, прислушиваются, снова записывают что-то, и снова молчат. Пугающая, на первый взгляд, картина. Как должен чувствовать себя клиент аналитика (к тому же, называемый в специальной литературе «анализантом»)? Сталкивались ли вы в жизни с этими ситуациями, приводящими в абсолютное замешательство как будто бы «отсутствия» — ответа, реакции, простого/живого/человеческого, на что все мы рассчитываем каждый раз, вступая в социальное взаимодействие любой формы и сложности? Общаясь с другими, с другим, тем более — доверительно открываясь, мы никак не рассчитываем получить в ответ нейтральное молчание. Итак, помимо смущения, замешательства, некоторого недоверия и, конечно, любопытства (неизвестность одновременно пугает и вызывает интерес), что чувствует клиент психоаналитика?

«Что вы сейчас чувствуете?»

Вот она, одна из немногих, но ключевых фраз, которую вы можете услышать от психоаналитика и которую он может позволить себе вслух. Это кажется странным, но на самом деле мы редко задумываемся над тем, что чувствуем — здесь и сейчас, по поводу, или в течение какого-то периода времени — предпочитая идти знакомыми путями, ориентируясь на привычные, отработанные годами реакции, модели поведения (свои и чужие), не задавая себе этот важный вопрос или просто избегая отвечать на него. 

Девиз очаровательной Скарлетт: «Я подумаю об этом завтра!» — оставляет мало шансов нашим чувствам проявиться, быть услышанными, понятыми и, в итоге, принятыми. А сколько шансов он оставляет нам — узнать, понять и принять самих себя? Немногим больше. Вот так, в житейской суете, мы заочно знакомимся с тем самым «вытеснением», а после — вполне очевидно — сталкиваемся с его последствиями. И чем последние для нас тяжелее, тем скорее мы устаем слышать бесконечные (может быть, даже бесконечно правильные) советы других, тем больше нуждаемся расслышать среди голосов окружающих, среди чужих мнений — свое, свой собственный голос. 

И тогда, взяв на вооружение иной, вероятнее всего, ироничный (т. е. «защитный», конечно) девиз, наподобие: «Совет свой себе посоветуй!», осознаем, что по-настоящему нуждаемся не в наращивании «психологических мышц», а в терпеливом молчании собеседника и его внимательном слушании.

Молчание — это…

Ну, во-первых, — золото, о чем все мы знаем, но в совершенно ином контексте. Обычно под «золотым молчанием» понимают молчание немного хитрое, позволяющее молчащему либо показать себя «в лучшем свете», либо случайно не наступить на «мину», кои в изобилии рассыпаны в полях межличностных отношений. 

Конечно, психоаналитики — тоже люди, и по-человечески хотели бы получить первое, избежав второго. Однако не стоит забывать, что у хорошего аналитика для достижения тех же целей есть мощный, отшлифованный годами кропотливой работы вербальный ресурс (психоаналитическое «золото» добывается большим трудом), задействовать который, т. е. говорить много и убедительно — настоящее искушение, а вот остаться внимательным слушателем, сохранив аналитическую нейтральность, даже в ситуации острой или провокационной — признак профессионализма. 

Психоаналитик не дает советов, не навешивает ярлыки, не делится жизненным опытом и своим авторитетным мнением. Он слушает и делает заметки. И через какое-то время вы вдруг начинаете слышать себя (с большой долей вероятности, сильно удивляясь тому, что слышите). Аналитическое чудо?

Молчание — это зеркало

Естественно, не всё так просто. Молчать, что тоже хорошо известно, можно по-разному. Отсюда наше «во-вторых»: молчание психоаналитика — зеркало. Причем не то, которое готово дать сказочно поддерживающий комментарий из серии: «Ты прекрасна, спору нет», — а вполне реальное (т. е. как водится, «молчаливое»). Но кто из нас на самом деле готов принять реальность без прикрас, без волшебных иллюзий, без театральности? 

Так, включая дым-машину на полную, мы знакомимся с «сопротивлением», «проекцией» и «переносом», надевая все свои любимые маскарадные костюмы: сначала — на окружающих, после — на аналитика, и лишь затем — на себя, чтобы в итоге отбросить их, как разочаровавшую, пустую бутафорию. 

В такого рода «зеркальном переносе» вы говорите не с аналитиком как волшебником, заточенным в стекле, а исключительно со своим отражением, то есть — непосредственно с собой (и да, вы снова сильно удивлены тому, что слышите от себя же).

Молчание — это свобода

Казалось бы, молчать, даже терпеливо молчать, даже «зеркально», нейтрально молчать — не так уж и сложно! Анализант как будто бы «познает себя сам», с некоторой поддержкой, конечно, и уточнениями, с наводящими ненавязчивые связи вопросами, но в итоге — сам (это приятное чувство). 

Однако закрадывается любопытство: а что же там, в этих записях? Может быть, именно то, о чем психоаналитик молчит? И я не стану раскрывать вам эту тайну; в конце концов, молчание — это еще и закон, в некотором смысле, заповедь, да и во всем действительно ценном должно быть немного загадки. Аналитик не раскрывает своих записей, и в этой форме молчания (наше «в-третьих») — свобода — свобода вашей фантазии, ваших интерпретаций. 

В том случае, если вы хотите этой свободы, если вы готовы к ней, в процессе анализа вы постепенно заметите, что ровное «зеркало нейтральности», вопреки первому впечатлению, — живое (это удивит, но уже иначе). Вы зададитесь вопросами о том, что такое по-настоящему «живое», что значит «жить», быть собой или «быть с собой», а потом вдруг выяснится, что те самые «мины» (половину из которых вы аккуратно расположили в истории своей жизни специально сами, ну хотя бы потому, что никому не хочется быть «простым клиентом») уже как будто «разминированы», причем как будто вами же — или не вами? 

И вы поделитесь своим живым удивлением и радостью открытия «себя в себе» с аналитиком, а он — он, вероятнее всего, вновь промолчит. Ну, хорошо, может быть, позволит себе доброжелательно улыбнуться.  


* колонка написана для платформы «Ясно».