• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Лучший ученик Фрейда»

«Полагаю, что Карл — честный человек. Не только в личном, но и в научном отношении. Он весьма проницателен. Вряд ли можно найти лучшую кандидатуру, чтобы начать в Германии движение в защиту психоанализа». 

Так основатель метода психоанализа описывал жене Марте свое первое впечатление от встречи с немецким коллегой Карлом Абрахамом. Она произошла в 1907 году и стала началом дружбы, которая продолжалась 18 лет, до самой смерти Абрахама. Он — один из немногих последователей Фрейда, кто был до конца верен классическим принципам психоанализа и лично его создателю. Фрейд называл Карла своим лучшим учеником.

Историю короткой, но яркой жизни психоаналитика Карла Абрахама читайте в нашей новой статье.  

Карл Абрахам

Несостоявшийся филолог

Первый в Германии практикующий психоаналитик родился в 3 мая 1877 года в городе Бремене. Его отец Натан Абрахам был учителем иврита. Когда ему было 20, он влюбился в свою двоюродную сестру Иду. Родители девушки были против этого брака — они считали, что педагоги слишком мало зарабатывают. Тогда, чтобы жениться на Иде, Натан бросил преподавание и занялся оптовой торговлей.

Карл был младшим ребенком в семье. Поскольку у его старшего брата были проблемы со здоровьем и он не мог заниматься спортом, Карлу приходилось ограничивать себя в активностях, чтобы не дразнить брата. Несмотря на это, он всё же сумел пристраститься к плаванию. Еще Карл любил вылазки в горы в компании своего дяди. Эту страсть он сохранил на всю жизнь. 

Во время учебы в гимназии Карл серьезно увлекся языками и филологией. Будущий психоаналитик занимался исследованиями в области фольклора, мифологии, искусства. Свободно говорил на нескольких иностранных языках: английском, итальянском, испанском, — читал на датском, голландском и французском. Помимо этого, Абрахам знал латинский и греческий. Ему было всего 15, когда напечатали его первую статью. Карл посвятил ее сходству языка у разных индейских племен Южной Америки.

Он хотел изучать филологию и после окончания гимназии, но этой мечте не суждено было сбыться. В его родном Бремене не оказалось подходящего университета. В других учебных заведениях страны, куда он имел шансы попасть, отсутствовали кафедры по нужному ему профилю. 

Кроме того, семья хотела, чтобы сын выбрал более практичную профессию и стал дантистом. И Карл поступил в университет Вюрцбурга в Южной Германии. 

Знакомство с различными медицинскими дисциплинами пробудило в нем интерес, далеко выходящий за рамки стоматологии. Уже после первого семестра юноша заявил родителям, что собирается стать врачом. Вскоре после этого он перевелся в университет Фрайбурга, где изучал гистологию, эмбриологию и анатомию мозга.

Два Карла

После окончания учебы Карл Абрахам перебрался в Берлин, где три года, с 1901-й по 1904-й, проработал в психиатрической лечебнице Дальдорф. Затем Карла пригласили на работу в психиатрическую клинику Бургхёльцли в Цюрихе, где он провел еще три года. По собственному признанию Абрахама, особого интереса к психиатрии он первое время не испытывал: «Поработав в учреждениях для душевнобольных, я заинтересовался самими пациентами. Мы абсолютно не представляем, что происходит в их головах или в нервной системе. Да и желания узнать не было, была всего-навсего обыденная работа. Именно поэтому я написал профессору Блейлеру в Бургхёльцли. Я читал часть их материалов и пришел к выводу, что они ищут причины. На мой взгляд, в Европе это госпиталь с наиболее творческим подходом к лечению психических заболеваний». 

Переезд в Цюрих привлекал Карла не только с профессиональной точки зрения. Он был влюблен в Швейцарию с тех пор, как оказался там впервые в студенческие годы. «Ему нравился швейцарский народ и образ жизни, — пишет психоаналитик Эрнест Джонс. — Но, безусловно, главной достопримечательностью были высокие горы, которые так контрастировали с его родными пейзажами. Как только у Абрахама появилась возможность, он стал увлеченным альпинистом и совершил несколько первоклассных восхождений».

В клинике Бургхёльцли он познакомился с коллегой и тезкой Карлом Юнгом. Он-то и открыл для Абрахама работы Фрейда. Психоанализ сильно заинтересовал молодого психиатра. Вскоре он стал активно применять его принципы в своей научной и клинической работе. 

«Карл Юнг и я были близки друг к другу в течение двух лет, пока я жил холостяком в Бургхёльцли. Мы почти ежедневно обедали вместе и вели интереснейшие дискуссии, — так описываются отношения Юнга и Абрахама в книге американского писателя Ирвинга Стоуна “Страсти ума, или Жизнь Фрейда”. — Когда я возвратился с женой, чета Юнг устроила дружеский прием у себя. Жена Юнга довольно часто навещала мою супругу, зная, что та одинока в Цюрихе, и что у нее нет там ни друзей, ни родственников. Это были весьма теплые отношения. Затем что-то произошло. Она перестала навещать мою жену. Нас не приглашали больше к себе. Фрау Юнг нанесла визит, когда родилась моя дочь Хильда. Но потом отношения оборвались. Я не обнаружил какой-либо перемены в поведении Юнга в нашей совместной работе в госпитале. Но дружба, существовавшая между нами более двух лет, испарилась». 

Отчасти по этой причине Карл Абрахам решил вернуться в Берлин и начать там частную практику. 

«Согласно Фрейду…»

Свою первую психоаналитическую статью Карл Абрахам представил в 1907-м году на собрании немецкого психиатрического общества во Франкфурте. Она была посвящена связи сексуальных травм в юношеском возрасте с симптомами шизофрении. Статья начиналась словами: «Согласно Фрейду…». Они оказались, в каком-то смысле, пророческими: Абрахам — один из немногих учеников Фрейда, кто никогда не отклонялся ни от личной преданности ему, ни от классических принципов психоанализа. 

В июне того же 1907 года Карл послал Фрейду оттиск этой статьи. Основателя психоанализа эта работа впечатлила, и он пригласил Абрахама к себе в гости, в Вену. Психоаналитики встретились в декабре того же года. 

«Зигмунд сердечно приветствовал Абрахама, тридцатилетнего врача, заявлявшего в своих письмах Фрейду, что считает его своим учителем, — пишет Ирвинг Стоун в книге “Страсти ума”. — Хотя в прозрачных глазах Карла Абрахама светилось восхищение, он по натуре был сдержанным человеком. Если Карл Юнг в первые три часа визита обрушил на Зигмунда шквал слов, то Карл Абрахам явно хотел в первые три часа встречи только слушать. Он был среднего роста, поджарый, с открытым лицом и приветливыми глазами, смотревшими на мир со спокойным оптимизмом». 

Во время этой встречи Абрахам рассказал Фрейду, что открыл в Берлине кабинет и собирается стать первым психоаналитиком в Германии. «Да, знаю, что поначалу будет трудно. Разве не такова судьба молодых врачей? С вашего разрешения я создам Психоаналитическое общество и стану проводить встречи у себя в Берлине, как вы проводите их здесь уже пять лет».

Фрейд планы молодого коллеги одобрил: «Если я назову вас своим учеником и последователем, то, полагаю, это не устыдит вас, и в этом случае я смогу оказать вам содействие. Часто пациенты из Германии нуждаются в помощи, а у меня не было никого, к кому я мог бы их направлять. Теперь буду рекомендовать вас».

Участники «Психологического общества по средам», созданного Фрейдом: (слева направо стоят) Отто Ранк, Карл Абрахам, Макс Эйтингон, Эрнест Джонс; (сидят) Зигмунд Фрейд, Шандор Ференци, Ганс Сакс.

Неизлечимый оптимист

Карл Абрахам не только практиковал, но и активно вел просветительскую и преподавательскую работу, выступая с докладами о психоанализе на различных медицинских конференциях. В 1911 году он впервые в Германии прочитал четырехнедельный курс по психоанализу. 

Нередко его выступления встречали сопротивление. Абрахама это не останавливало. «Я верю, что если смогу в Берлине спокойно поспорить с самыми яростными из оппонентов, то, видимо, мы найдем почву для согласия», — говорил он. 

Коллеги Карла отмечали его настойчивость, преданность своему делу, мужество и жизнерадостность, с которыми он противостоял оппонентам. В спорах он был решителен, но тактичен; умело доводил возникающие конфликты до компромисса. Казалось, он полностью свободен от амбивалентности и ненависти. 

«Он всегда был полон надежд и уверен в себе, — так описывает Абрахама Эрнест Джонс. — Друзья называли его неизлечимым оптимистом. Но, как правило, этот оптимизм очень хорошо уравновешивался острым чувством реальности». 

Постепенно число единомышленников психоаналитика росло. Если в 1909-м году у него был всего один коллега, то к 1910-му их стало уже восемь. Вместе с ними Абрахам создал Берлинское психоаналитическое общество, ставшее первым отделением Международной психоаналитической ассоциации (IPA). Карл Абрахам возглавлял Берлинское общество до конца своей жизни. 

В 1920 году он стал одним из основателей Берлинского психоаналитического института, ныне носящего его имя. В 1924 году психоаналитика избрали на должность президента IPA. 

Учениками и анализантами Абрахама были такие известные аналитики как Мелани Кляйн, Хелен Дойч, Георг Зиммель. Анализ Кляйн длился полтора года. Именно эта работа заложила основу ее теории объектных отношений. Некоторых пациентов Карл Абрахам анализировал на английском языке. Среди последователей ученого была и его дочь Хильда. Она тоже стала психоаналитиком.    

Основные научные интересы ученого были сосредоточены на таких темах как раннее психосексуальное развитие, меланхолия, депрессия; патологии, связанные с ранними сексуальными нарушениями. Много лет психоаналитик занимался исследованиями маниакально-депрессивного психоза. Впрочем, его основная работа по этой теме осталась практически незамеченной из-за вышедшей примерно в то же время работы Фрейда, посвященной той же проблеме. Также Абрахам много занимался вопросами применения психоанализа к мифологии. Свои выводы по этой теме он изложил в книге «Сновидение и миф».  

Психоаналитическую работу Карл Абрахам прерывал лишь однажды — во время Первой мировой войны. В этот период он был главным психиатром военного госпиталя в Восточной Пруссии. Тогда психоаналитика заинтересовала тема военных неврозов. Ей посвящено несколько публикаций, которые Абрахам написал в соавторстве с Фрейдом, Ференци, Зиммелем и Джонсом. После войны он вернулся к частной практике и преподавательской работе. 

Неосуществившееся

В мае 1925 года Карл Абрахам отправился в Голландию, где прочитал три лекции. Голландские психоаналитики были в восторге от своего немецкого коллеги. Однако из этой поездки Абрахам вернулся, заболев пневмонией. Со временем состояние его здоровья только ухудшалось. 

Несмотря на болезнь, психоаналитик смог поучаствовать в создании научно-популярного фильма, посвященного психоанализу. С предложением об этом к нему обратились представители кинокомпании UFA. Абрахам поначалу воспринял идею неоднозначно, но затем всё-таки согласился на предложение поучаствовать в проекте. В письме Фрейду он писал: «Едва ли следует говорить, как мало занимают меня подобного рода вещи. Однако этот план соответствует духу нашего времени, и он, несомненно, будет осуществлен — если не с нашей помощью, то при сотрудничестве непрофессионалов. У нас в Берлине хватает “диких” аналитиков, которые с жадностью ухватятся за это предложение, если мы его отклоним. Тем самым они получат материальную выгоду, а наше дело пострадает».

В письме от 27 октября 1925 года Абрахам сообщает Фрейду о своей новой работе «Психоаналитические заметки по поводу метода саморегуляции Куэ» (метод самовнушения, основанный на многократном повторении формулы, содержащей утверждения о хорошем самочувствии, настроении и т. д.). Эта работа стала для психоаналитика последней.  

На 32-й странице рукописи он сделал пометку: «Лучше не знать, когда нагрянет беда. Но уж совсем плохо — знать о ней, и не суметь предотвратить». В этих словах ученый выразил то, что, вероятно, чувствовал последние недели своей жизни, — беспомощность и бессилие перед собственной судьбой. 

Карл Абрахам умер в ночь на Рождество, 25 декабря. Ему было всего 48 лет. Преждевременная кончина выдающегося психоаналитика стала тяжелым ударом для психоанализа, который находился на этапе становления. Зигмунд Фрейд был очень подавлен ранней смертью своего любимого и самого преданного ученика. В некрологе, посвященном Абрахаму, он написал: «С этим человеком, достойно прожившим жизнь и чистым от зла, мы хороним лучшие надежды нашей новой, еще столь часто подвергающейся нападкам науки  — возможно, неосуществившуюся частицу ее будущего».