Вселенная Лакана
13 апреля исполняется 123 года со дня рождения легендарного психоаналитика Жака Лакана. «французский Фрейд», величайший мыслитель XX столетия, психоаналитик-феномен — так называют Жака Лакана коллеги-единомышленники, ученики, почитатели его таланта. «Не поддающийся анализу», еретик, бунтарь, упрямец — говорят о психоаналитике его оппоненты. Лакан — одна из самых влиятельных и самых противоречивых фигур в истории психоанализа. У одних он вызывал уважение и страстную любовь, у других — исключительно ненависть. В новой статье разбираемся, как в концепциях психоаналитика отразились его детские переживания, на каком фундаменте формировались его теории и что всё-таки может стоять за его упрямством.
Имя Отца
Жак Лакан родился в 1901 году в Париже в очень обеспеченной семье — его отец владел предприятием по производству винного уксуса. Мать была домохозяйкой и убежденной католичкой. Жак был старшим ребенком. Кроме него, в семье росло еще трое детей — два брата (один из них умер в раннем детстве) и сестра.
Полное имя психоаналитика — Жак Мари Эмиль. Имя Эмиль он получил в наследство от деда по отцовской линии. Тот был авторитарным человеком — по сути, обязанности отца в семье исполнял он, а не его сын. Отношения с дедом складывались у Лакана очень тяжело. «Мерзкий мелкий буржуа» — так назовет его психоаналитик на одном из своих семинаров.
Позднее эти детские переживания нашли отражение в одной из важных концепций ученого — Имя Отца.
«Помимо всего прочего, это лакановское понятие можно понимать в буквальном смысле — как имя отца, — пишет преподаватель нашей программы, психоаналитический психотерапевт, философ Дмитрий Узланер в своей книге “Жак Лакан: введение”. — Как то имя, которое против твоей воли как бы вписано в твое собственное. В имени самого философа было имя не отца, но имя авторитарной отцовской фигуры, в данном случае — его деда».
Поскольку семья Лакана была консервативной, религиозной, учиться его отдали в католическую школу. Будущий психоаналитик преуспел в религиоведении, латыни, греческом языке и классической литературе. Он рано начал интересоваться философией. Жаку было всего 15, когда он увлекся учением Спинозы. Это привело к тому, что юноша, к большому огорчению родителей, стал атеистом.
Спиноза останется с Лаканом на всю жизнь и будет значим для него не только как нетрадиционный мыслитель, но и как символ сопротивления буржуазным надеждам отца и деда, общепринятым мнениям и ценностям.
«Возлюбленная»
После окончания колледжа Жак Лакан собирался поступить на военную службу, но ему отказали, потому что он был слишком худым. Тогда будущий психоаналитик решил изучать медицину и поступил на медицинский факультет Парижского университета. С 1926 года он специализируется на психиатрии. В 1927-м приступает к работе в больнице Святой Анны.
«Лакан, будучи психиатром и работая в психиатрической клинике, имел дело с тяжелыми случаями, — пишет в своей книге Дмитрий Узланер. — Если развитие Фрейда шло через изучение кейсов истерии, то в случае с Лаканом речь шла о формировании через столкновение с гораздо более тяжелыми психическими расстройствами, прежде всего, со случаями паранойи. Более того, он еще и занимался судебной психиатрией и поэтому имел дело, среди прочего, с очень известными случаями преступлений, которые совершались людьми как раз под воздействием разного рода психических нарушений».
Одной из пациенток Лакана была Маргарет Пантэн. В больницу Святой Анны она поступила 18 июня 1931 года после покушения на известную французскую актрису Югетт Дюфло. Маргарет была простой служащей, работавшей на железной дороге. При этом у нее было что-то вроде второй жизни, которая сопровождалась букетом различных психиатрических симптомов. Женщина страдала бредом преследования, склонностью к мании величия и эротоманией.
В частности, мадам Пантэн считала себя писательницей. Она даже написала два романа, но издательства не захотели их печатать. Еще пациентка Лакана была убеждена, что актриса Югетт Дюфло ее преследует. При этом та была для Маргарет объектом для подражания и идентификации. Все закончилось тем, что мадам Пантэн напала на свою «преследовательницу» в тот момент, когда Югетт Дюфло выходила из театра. Убить актрису Маргарет не удалось — ее схватили. Так она оказалась в психиатрическом отделении больницы Святой Анны.
Жак Лакан работал с этой пациенткой полтора года. Он погрузился в ее историю довольно глубоко. Итогом этой работы стала вышедшая в 1932 году диссертация Лакана «О паранойяльном психозе в его отношении к личности», в которой он описал клинический случай Эмэ — такое имя психиатр дал своей пациентке. Эмэ означает «возлюбленная», «любимая». Кстати, это имя Лакан взял из написанного, но неопубликованного романа Маргарет «Хулитель».
Любопытный момент: у мадам Пантэн был сын, которого звали Дидье Анзьё. Он стал известным психоаналитиком. Парадокс заключается в том, что аналитиком Анзьё был… Лакан. Впрочем, в начале анализа ни один из них об этом не знал.
«Не поддающийся анализу»
Диссертация Лакана интересна тем, что в ней будущий психоаналитик впервые демонстрирует знакомство с идеями Фрейда и попытку интегрировать их в свои размышления о паранойе. После того, как работа была издана, Лакан послал ее основателю психоанализа, но тот, видимо, не впечатлился. Ответ Фрейда был вежливо-прохладным: «Спасибо за то, что послали мне вашу работу».
Зато диссертация привлекла внимание сюрреалистов. Настолько, что ее опубликовали в первом номере сюрреалистического журнала «Минотавр». Позже там появились и другие статьи Лакана. Благодаря работе в журнале молодой психиатр сблизился со многими известными французскими поэтами, писателями и художниками. Среди них был и Сальвадор Дали. Диссертация Лакана произвела на него такое сильное впечатление, что он написал по ее мотивам сюрреалистическое полотно «Гнилой осел».
«Почему Лакан интересовался сюрреалистами? Он считал, что они раскрывают некоторые механизмы, проливающие свет на то, что происходит с людьми, страдающими психическими расстройствами», — пишет по этому поводу Дмитрий Узланер.
Неудивительно, что Лакан всё больше увлекается психоанализом. Известно, что во Франции массовый интерес к этому методу изначально возник не в медицинской среде, а в творческой. Сам Фрейд об этом писал: «Интерес к психоанализу во Франции породили литераторы».
В 1932 году Лакан идет в собственный анализ — это было необходимым условием для вступления в Парижское психоаналитическое общество (SPP) и получения статуса тренинг-аналитика.
Психоаналитиком Лакана становится Рудольф Левенштейн. Отношения между ним и его анализантом не складываются с самого начала. Лакан постоянно спорит с Левенштейном и бунтует, считая его недостаточно умным для себя. Тот, в свою очередь, называет своего строптивого пациента «не поддающимся анализу». Это продолжалось около шести лет.
В 1934 году Жак Лакан всё-таки становится членом SPP и вскоре открывает свою частную психоаналитическую практику. Наш преподаватель в своей книге описывает его как великолепного аналитика, который работал самыми тяжелыми пациентами — например, с людьми, которые проявляли склонность к самоубийству.
В том же 1934 году Лакан женится на Мари-Луиз Блонден. В этом браке родилось трое детей: две дочери и сын. Впрочем, примерным семьянином психоаналитик не был. Один из самых бурных романов у него случился с актрисой Сильвией Батай (на тот момент она была женой писателя Жоржа Батая, с которым Лакан дружил). В 1941 году Сильвия родила от Жака дочь Жюдит. Она стала самым любимым его ребенком и после смерти Лакана унаследовала большую часть имущества отца.
Лакан и Сильвия поженились в 1953-м. Этот год стал знаковым в жизни психоаналитика. Его избирают президентом SPP, а всего через шесть месяцев изгоняют из него.
«Кто последний к Лакану?»
Одной из причин конфликта стали разные взгляды Лакана и его коллег на получение медицинского образования. Саша Нахт и его сторонники считали, что оно необходимо аналитикам. Лакан придерживался иного мнения.
Но куда большую обеспокоенность Нахта вызывала так называемая практика «сеансов переменной продолжительности», которую ввел Лакан.
«Идея тут в следующем — любая сессия уникальна, — поясняет Дмитрий Узланер. — И в любой сессии есть своя логика. Какая-то сессия в соответствии со своей внутренней логикой должна длиться 20 минут, а какая-то — 50. Подобное варьирование времени сессии — это возможность для аналитика какие-то вещи подчеркнуть, лишний раз обозначить, где-то удивить, где-то сбить с толку. Это такой дополнительный инструмент, которым психоаналитик может пользоваться в работе с анализантом. Лакан считал его очень эффективным методом и гордился тем, что такой подход позволяет гораздо быстрее вывести анализантов на действительно важные с психоаналитической точки зрения темы».
Однако его коллегам из Международного психоаналитического общества (IPA) и SPP эксперименты Лакана совсем не нравились.
«Он не просто экспериментировал со временем сессий, которые, кстати, в какой-то момент сократились у него до нескольких минут — вплоть до того, что он принимал по 10 человек в час. В какой-то момент он уже принимал людей в порядке живой очереди.
Люди приходили к нему: “Кто последний к Лакану?” — и сидели, ждали, когда их запустят, — пишет Дмитрий Узланер. — Систематическое нарушение кадра закончилось полным хаосом: границы поплыли, и люди, которые с ним общались, перестали понимать происходящее».
Конфликт закончился тем, что SPP покинули несколько выдающихся психоаналитиков, в том числе Лакан, Франсуаза Дольто, Даниэль Лагаш. Они создали Французскую психоаналитическую ассоциацию. 10 лет организация боролась за свою реинтеграцию в IPA. В итоге она добилась этого — правда, ценой исключения из своих рядов Лакана и Дольто. IPA сочла их принципы несовместимыми со своими требованиями
«Космоса и космонавтов не существует!»
Психоаналитику запретили брать учеников. Он назвал это «отлучением» и, конечно, не мог смириться с таким решением. В 1963-м Лакан навсегда порвал с ортодоксальным психоанализом. После чего предпринял несколько попыток найти новые аудитории для распространения своего учения. Например, всерьез намеревался наладить контакты с советскими психологами — дело в том, что психоаналитика сильно впечатлила история с полетом в космос Юрия Гагарина.
«Он думал, что если Советский Союз так продвинулся в плане технологий, то это значит, что, возможно, СССР готов к тому, чтобы воспринять самое передовое, самое перспективное психоаналитическое учение», — так пишет об этом в своей книге Дмитрий Узланер.
Лакану удалось встретиться в Париже с известным советским психологом, деканом психфака МГУ Алексеем Леонтьевым. Во время беседы с ним речь зашла о Гагарине, о космонавтах.
«На что Лакан в свойственной ему манере заметил, что никаких космонавтов не существует, потому что не существует никакого космоса, — рассказывает Дмитрий Узланер. — Что имел в виду Лакан, выдвигая подобные странные тезисы? Он хотел сказать достаточно простую мысль: если буквально понимать слово “космос”, то это замкнутая гармоничная система. Но с точки зрения современной науки, Вселенная — это не замкнутая гармоничная система. Вселенная — это нечто иное. И слово “космос” для описания этой Вселенной не годится. А раз слово “космос” не годится, значит, не годится и слово “космонавт”».
Однако Леонтьев умозаключений психоаналитика не понял. Разговор не сложился, и в СССР Лакан так и не поехал. Потерпели фиаско и его попытки наладить контакты с католической церковью. После этого он приходит к идее создания собственной психоаналитической школы для распространения своих идей.
Психоанализ без правил
Парижская школа фрейдизма была основана в 1964 году. Лакан руководил ею почти до самой смерти. Свое детище психоаналитик позиционировал как противоположность IPA, как общество, в котором нет жестких правил, зато есть максимум свободы. Аналитики сами определяли продолжительность сессий и их количество в неделю. Сами выбирали себе тренинг-аналитиков и тех, кто контролировал тренинг-анализ.
Школа Лакана начала быстро расти. К ней присоединились многие видные французские психоаналитики. Однако свобода не спасла организацию от внутренних конфликтов, расколов и последующего упадка. В 1980-м, за год до смерти, Лакан упразднил ее.
«Я исчезаю»
В последние годы жизни у психоаналитика появились серьезные проблемы со здоровьем. У него обнаружили онкологическое заболевание. Операция, которую сделали в 1978 году, помогла ненадолго. Тем не менее, Лакан продолжал читать лекции и выступать на своем знаменитом семинаре, который начал вести ещё в 1953 году, и который посещали многие выдающиеся французские философы, математики, психоаналитики.
В 1980-м Лакан перенес инсульт. Вскоре после этого о себе снова напомнило онкологическое заболевание. Осенью 1981 года психоаналитику сделали экстренную операцию по удалению опухоли. После этого развилась почечная недостаточность, которая и стала причиной его смерти. Лакана не стало 9 сентября. Последними словами аналитика были: «Я упорствую… я исчезаю…».
Сто ступенек к Лакану
Единомышленники и оппоненты Лакана до сих пор продолжают размышлять над тем, что всё-таки стояло за упрямством и категоричностью ученого. Дмитрий Узланер в своей книге приводит одно из высказываний Лакана: «Единственное, в чем можно быть виновным, это в том, что вы поступились своим желанием». Наш преподаватель предполагает, что, возможно, это объясняет многие особенности поведения психоаналитика: не поступаться своим желанием, упорствовать в нем. Отказываясь от него, считал Лакан, человек тем самым предает самого себя.
Теории психоаналитика и сейчас, в XXI веке, продолжают оказывать интеллектуальное влияние не только на Францию, но и на весь мир. При этом многие психоаналитики и философы признают, что вселенная Лакана невероятно сложна для понимания. Попытки читать его тексты часто заканчиваются неудачей. Наш преподаватель сравнивает их с лестницей с недостающими ступенями: «Представьте себе, что есть лестница, в этой лестнице — сто ступенек. А теперь можно представить, что из этих ступенек, например, каждую третью выбили. А потом из оставшихся выбили еще половину. В итоге подняться по этой лестнице становится невозможно. Так и тексты Лакана — длинная лестница, где каждая ступенька — это шаг в рефлексии. Но почти все эти шаги скрыты. Кажется, что между одной мыслью и другой — гигантский пробел, гигантская пропасть. И непонятно, как ее преодолеть».
На то, чтобы преодолеть эту пропасть, Дмитрию Узланеру понадобилось около шести лет. Итогом этой работы стал курс «Введение в психоаналитическую теорию Жака Лакана (Фундаментальные основы современного психоанализа)», который Дмитрий Александрович ведет сейчас на нашей программе. Благодаря этому у слушателей МП есть возможность осмысленно и в то же время бережно погрузиться во вселенную Лакана и понять, что же стоит за сложными, порой непонятными теориями и терминами психоаналитика.
Если вы тоже хотите разобраться в его концепциях, приходите к нам учиться! Узнать всё о нашей программе, о поступлении и учебе можно будет в субботу, 13 апреля, на Дне открытых дверей. Подробности и регистрация — у нас на сайте. До встречи!