«Наступает оцепенение, окаменение, замораживание»
Появление понятия «посттравматический стресс» обычно связывают с Первой мировой войной. Однако оно появилось гораздо раньше и было связано с развитием… железных дорог. Об этом мы узнали на недавнем семинаре Вассилиса Капсамбелиса, посвященном травматическому неврозу. Что такое травматический невроз с точки зрения психоанализа, что лежит в его основе и каковы его основные признаки — читайте в нашем материале.
Невроз ужаса
«У термина “травматический невроз” — своя история возникновения, — рассказывает Вассилис Капсамбелис. — Его первое описание появилось в последней трети XIX века и было связано с распространением железных дорог».
Поскольку это был новый вид транспорта, часто случались аварии — составы сходили с рельс, многие люди получали травмы. После чего у них появлялись симптомы, напоминающие клинику современного ПТСР (посттравматического стрессового расстройства).
«Шарко помещал посттравматическое расстройство в регистр истерии, а немецкий психиатр Крепелин ввел для этого понятие “невроз ужаса”», — поясняет доктор Капсамбелис.
С началом первой мировой войны клиницисты всё чаще стали встречать пациентов с такой симптоматикой.
Психика и сома
«Немногие знают, что во время Первой мировой войны Фрейд выступал в качестве эксперта на нескольких судебных процессах, — говорит Вассилис Камсабелис. — Он доказывал, что солдаты, участвовавшие в боевых действиях и не получившие физических увечий, тем не менее травмированы». В своих работах он развивал понятие «травматического невроза».
До Фрейда считалось, что говорить о травматическом неврозе можно только в том случае, когда была получена реальная физическая травма.
Большую роль в развитии теории травматического невроза сыграл Отто Фенихель. После Второй мировой войны он издал двухтомник, в котором собрал все знания относительно невроза, которые были в то время в психоаналитическом поле. Фенихель описывал посттравматический невроз как сочетание двух факторов: внешнего (исходящего из реальности) и внутреннего (особенности личности субъекта).
Угроза целостности
Когда мы говорим о травме, встает вопрос о том, какие обстоятельства можно назвать травматичными?
«Это любая ситуация, которая угрожает разрушить физическую или психическую целостность субъекта, — поясняет Вассилис Капсамбелис. — Это могут быть природные катастрофы, войны, акты агрессии, преступления, любые насильственные действия в отношении субъекта».
По словам доктора Капсамбелиса, если событие несет угрозу для сохранения целостности или интеграции Я, его следует рассматривать как травматическое.
Когда человек сталкивается с травматическим событием, симптомы могут появиться мгновенно. Это будет острое состояние. Со временем развиваются симптомы «второй линии».
Симптомы, характерные для острого состояния, проявляются в первую очередь на уровне сознания, — рассказывает психоаналитик. — Человек находится в состоянии оцепенения, заморозки, его сознание находится в области сужения. Он не может интегрировать новые стимулы, идущие со стороны внешней реальности, он дезориентирован, потерян в пространстве и времени.
Эти состояния могут длиться разное время (от одного дня до нескольких недель), после чего человек как будто возвращается в свое прежнее состояние, и кажется, что симптомы ушли.
«Но наступает скрытый период, симптомы регрессируют, — говорит Вассилис Капсамбелис. — У человека присутствует неявное изменение его поведения: наблюдается снижение активности, склонность к изоляции, отстранению от окружающих. Он как будто не полностью участвует в том, что с ним происходит, как будто находится и внутри, и снаружи».
При этом в его голове может постоянно крутиться навязчивое воспоминание о травматической ситуации.
«Непереваренный» опыт
Травматическое событие, которое не было интегрировано в психику, которое не стало частью опыта, приводит к нарушению связности и целостности Я. Поэтому событие будет проигрываться снова и снова.
Для того, чтобы связать это событие, интегрировать его, его нужно превратить в рассказ и воспоминание, — отмечает психоаналитик. — Да, это будет неприятное воспоминание, но оно станет частью интегрированного психического опыта, а не останется тем “непереваренным” опытом, который постоянно пытается прорваться наружу.
Как понять, что человек находится в состоянии травматического невроза?
«Во-первых, человек ощущает себя “отрезанным” от наиболее аутентичной части себя — своих эмоций, аффектов, воспоминаний, — рассказывает Вассилис Капсамбелис. — Во-вторых, его преследуют навязчивые повторяющиеся мысли: “Я ничто!”, “Я ни на что не способен!”».
Смешение элементов
Психическую травму можно рассматривать по аналогии с физической: когда ранят наше тело, нарушается его целостность. То же самое происходит и с психикой — нарушается целостность Я.
«В случае травматизма происходит нарушение топического равновесия, — объясняет доктор Капсамбелис. — Смешиваются элементы из бессознательного, предсознательного и сознания. Наступает оцепенение, окаменение, замораживание, психика становится неспособной связать части».
Травматическая ситуация атакует не только Я, она может атаковать и Я-Идеал. Для человека травматично всё то, что обесценивает его представление о себе, его самоуважение, мысли и поступки.
Поиск нового
«Введение термина “влечение к смерти”, с которым не все психоаналитики согласны, позволяет нам по-другому взглянуть на понятие травматизма и переосмыслить его», — говорит Вассилис Капсамбелис.
В статье «По ту сторону принципа удовольствия» Фрейд описывает появление компульсивного повторения как результат травматической ситуации. Он соотносит его с влечением к смерти.
«Тенденция к повторению — это постоянное возвращение назад, — соглашается с Фрейдом доктор Капсамбелис. — Она противоположна тенденции к поиску чего-то нового. В то время как новое — это то, что удерживает Я на стороне влечения к жизни».
__________
Следующий семинар из цикла по теории и клинике психоаналитической психопатологии будет посвящен расстройствам настроения. Обратите внимание: он состоит из двух частей. Первая пройдет 8 апреля, вторая — 13 мая 2024 года. Доктор Капсамбелис расскажет про двойное значение понятия «настроение», клинику депрессии, горя и меланхолии, формы депрессии, маниакально-депрессивное расстройство и «биполярный спектр», остановится на работах Карла Абрахама и Мелани Кляйн. Зарегистрироваться на первую и вторую часть можно уже сейчас.
РЕГИСТРАЦИЯ НА СЕМИНАР ВАССИЛИСА КАПСАМБЕЛИСА
⭐️Вассилис Капсамбелис — французский психоаналитик, психиатр, член Международной психоаналитической ассоциации (IPA), титулярный член Парижского психоаналитического общества (SPP), генеральный директор Ассоциации психического здоровья 13 округа Парижа (AMS 13), уже много лет работает с пациентами, которые функционируют «по ту сторону невроза» — с пограничными состояниями и психозом.
__________
Присоединяйтесь к нам в соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.
Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ, подать ЗАЯВКУ НА ОБУЧЕНИЕ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.