Великая загадка сексуальности
Фрейду было за 80, когда он начал работу над статьей о конечном и бесконечном анализе. В последней, самой известной части этого текста, он описывает два непреодолимых препятствия на пути завершения анализа: зависть к пенису у женщины и бунт против пассивной позиции у мужчины. Основатель психоанализа назвал отказ от женского у обоих полов «частью великой загадки сексуальности».Теме женского в психоанализе был посвящен трехдневный семинар Жаклин Шаффер. В этом вопросе французский психоаналитик — эксперт мирового уровня. В нашем материале собрали главные тезисы выступления мадам Шаффер: что такое женское, почему оно не передается от матери к дочери, женская депрессия, страхи и тревоги, любовные потери и неспособность любить.
Невозможно передать
По словам мадам Шаффер, женское — это не то же самое, что женственность.
«Мать может передать дочери женственность: тело, внешность, милые аксессуары, инструменты обольщения (платья, каблуки, украшения), — говорит психоаналитик. — Женское же не передается от матери к дочери. Женское — это телесное сексуальное, оно является внутренним, невидимым, вызывает беспокойство и несет в себе “страх женского” у обоих полов».
Особенно часто женские страхи и тревоги возникают в пубертате: в это время в психосексуальное развитие активно вмешиваются изменения в теле.
Вспомним фантазм мадонны и блудницы, — поясняет мадам Шаффер. — Однажды девочка отказывается от нежных ласк своей матери, которые теперь обозначают материнское соблазнение. Первичные отношения начинают ощущаться как инцестуозные.
Помимо женского материнского появляется женское эротическое, которое «взламывает» психические защиты подростка (как девочки, так и мальчика).
По словам психоаналитика, некоторые матери могут передать своим дочерям ненависть к мужчинам: обесценивание, ужас перед пенисом, отвращение к половому акту и пенетрации. Это может направить девочку на путь различных видов гомосексуальности.
Тревога вторжения
Как можно символизировать эротическое женское? Как отделить свое женское от женского матери?
Для девочки (а позже и женщины) ее собственное тело — в частности, живот и внутренние половые органы — могут вызывать тревогу, которая связана со страхом захвата, вторжения. Преимущественно женские патологии (такие, как анорексия и булимия) отсылают нас к страху перед женским. А именно — к страху «открытия» и «закрытия» тела.
Еще Фрейд отмечал, что открытие анатомической разницы полов становится травмой. Чтобы защититься от нее, психика может особенным образом перестроиться, сформировать так называемую «фаллическую организацию». В этом случае на первый план выходит не тревога вторжения, а кастрационная тревога.
Фаллическая организация живет по принципу “всё или ничего”, — говорит Жаклин Шаффер. — Она проявляется в отрицании различия полов, а следовательно, и в отрицании женского.
Однако фаллическая организация — это еще и обязательный этап развития для обоих полов. Она помогает освободиться от прегенитального материнского всемогущего имаго, от влияния матери, и открывает возможность обратить свой взгляд в сторону третьего, в сторону отца.
«Если мальчику, рвущемуся вперед, к завоеваниям, мать говорит “будь осторожен, у тебя могут возникнуть проблемы”, то для девочки послание другое — “подожди, придет время, и твой принц появится”, — говорит мадам Шаффер. — В первом случае мать становится посланницей кастрации, во втором — посланницей ожидания, подчиняя девочку закону отца».
Открытие женского
Женское не приобретается при первых сексуальных отношениях в подростковом возрасте и не передается от матери к дочери. Как говорит мадам Шаффер, чтобы открыть его, придется ждать встречи с «любовником наслаждения», чтобы получить настоящий опыт сексуальности. Речь идет о создании пары «мужское-женское».
«Какие качества должны быть у мужчины, чтобы он помог открыть женское женщины и тем самым состоялся бы переход от уровня “фаллическое-кастрированное” на уровень “мужское-женское”?», — поинтересовался у Жаклин Шаффер один из слушателей нашей программы.
Это очень важный вопрос! — ответила мадам Шаффер. — Должно быть восприятие женского не как кастрированного, лишенного пениса, а как равного мужскому и одновременно разного. Равного в социальном, экономическом плане, но разного в плане психологическом. Важно сохранять это представление о равенстве и различии между мужским и женским.
Психоаналитик добавила, что мужчина открывает женское женщины в любовных отношениях. Для этого важно признать свою психическую двойственность, присутствие в ней и мужского, и женского. Приняв женское в себе, можно открыть его в другом.
Парадокс женской судьбы
Рассказывая о женской депрессии, Жаклин Шаффер подчеркнула, что нужно уметь отличать депрессию от депрессивного состояния (его еще называют хандрой или упадком сил). По мнению психоаналитика, депрессивные состояния могут быть связаны с обманутыми ожиданиями. Вслед за Дональдом Винникоттом она говорит о том, что самое плохое, что может случиться с маленьким ребенком — это не столько недостаточно хорошее окружение, сколько надежда, которая каждый раз возникает, и каждый раз не сбывается.
Существует связь между обманутыми ожиданиями и депрессией у женщин. Некоторые женщины на протяжении всей жизни психически остаются привязаны к первичным отношениям со своей матерью. Им никогда не удается повернуться к отношениям с мужчиной.
«Парадокс женской судьбы в том, что женщине трудно освободиться от первичного материнского объекта, — объясняет мадам Шаффер. — Он нужен и для идентификации, и для сепарации. Но сепарация несет в себе угрозу утраты себя, а следовательно, и риск наступления депрессивного состояния».
Проживая заново
«Женщина не может полностью отдаваться без любви и это определяет ее зависимое положение, — считает Жаклин Шаффер. — В силу такой любовной зависимости женщине больше грозит страх утраты сексуального объекта, нежели страх утраты полового органа (последний больше относится к мужчине)».
Поэтому женщина, как говорил Фрейд, больше подвержена страху утраты любви и разочарованию. Для нее велик риск развития депрессии в случае потери объекта любви.
Неудачи в любви бессознательно отсылают к эдиповой неудаче, и горе по эдипову желанию приходится проживать снова, — говорит Жаклин Шаффер.
Потеря объекта любви воспринимается как нарциссическая травма, которая может привести к перестройке системы ценностей женщины. У мужчины в этом случае активируется кастрационная проблематика, которая отчасти ограждает его от впадания в депрессию. Потеря объекта вызывает в нем два желания: «Если ты меня бросишь, я убью тебя или найду другую».
У женщины же потеря любви приравнивается к потере всего, а потеря объекта — к полной потере нарциссизма: «Если ты меня бросишь, я умру». При разрыве женщина может потерять все свои символические опоры, как если бы она превратилась в ничто.
Три полюса женского
Во время семинара мадам Шаффер рассказала о своем видении классического случая Доры — пациентки Фрейда. История этой девушки позволяет увидеть различия между истерическими и психосоматическими симптомами, которые сложно различимы. Клинический случай, описанный Фрейдом, активно исследуется и пересматривается современными авторами.
На мой взгляд, истерия взывает к понятию сексуального конфликта, она представляет собой его символическое выражение, — говорит Жаклин Шаффер. — Истерия — это невротический ответ на вопрос о различии между полами и на загадку женского. Загадку, которая оказывается проблемой при открытии разницы полов.
Изменилось что-то в отношении женщин, женского и женственности сейчас? Ведь со времен Фрейда прошло больше ста лет.
По словам мадам Шаффер, социальные процессы, которые сейчас происходят в обществе, влияют на психические изменения в восприятии женщины. Если раньше роль женщины ограничивалась знаменитыми «3 К» — kinder, küche, kirche (дети, кухня, церковь), то сегодня ситуация другая.
«В женском есть три полюса: женское сексуальное, женское материнское и социальная реализация, — говорит психоаналитик. — Как правило, все они конфликтуют между собой, и задача женщины — найти способ уравновесить их».
__________
Присоединяйтесь к нам в соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.
Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ, подать ДОКУМЕНТЫ НА ОБУЧЕНИЕ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.