• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Это занятие стало для меня точкой роста»

Чуть больше месяца осталось до начала занятий на нашей программе. Погружение в психоаналитическую теорию и практику начнется уже с первых дней учебы. Сегодня в рубрике «Репрезентация программы» расскажем об одном из ключевых курсов — «Введение в психоаналитическую практику». Его автор — Наталья Васильевна Лужанская*.

Держать кадр

На занятиях Натальи Васильевны слушатели программы разбирают ключевые понятия психоаналитической техники. Что такое кадр, как он формируется, чем консультирование отличается от терапии, как проявляется сопротивление, как начать и закончить психоаналитическую сессию, на что обратить внимание в процессе работы, можно и общаться с пациентом между сессиями — всё это обсуждается на занятиях Натальи Васильевны уже в первом семестре учебы.

«Когда у нас начались занятия, то сразу практически на всех лекциях, независимо от преподавателя и названия предмета, все говорили о каком-то “кадре”. Что это за кадр такой, и почему мы должны его держать? — вспоминает свои ощущения в начале учебы на программе Мария Алексеева. — Спустя время я осознала, что кадр не ограничивается только контрактными данными (место, время, оплата). Он как будто очерчивает границы процесса, который будет происходить».

Размышляя дальше, Мария пишет: «На занятиях мы часто слышим, что психоаналитик должен уметь выдерживать неизвестность, но тогда, продолжая мысль, психоанализ — это погружение в эту неизвестность, а когда мы погружаемся в нечто совершенно новое, мы испытываем страх, и как будто кадр и становится нашей “страховочной веревкой”, нашим оплотом уверенности в происходящем».

Кстати, именно тема кадра вызывает наибольшее количество вопросов наших слушателей, побуждает к бурным дискуссиям и находит широкий отклик в эссе.

Конкретные примеры

Занятие по введению в психоаналитическую технику обычно состоит из двух этапов: теоретического и практического.

«Сначала идет лекция и ответы на вопросы, а во второй половине занятия проходит супервизия, — рассказывает слушательница нашей программы Надежда Клыкова. — Один из студентов предоставляет кейс, и мы разбираем его вместе с преподавателем».

Коллега Надежды, Дарья Басова, в прошлом году стала одной из первых, кто представил свою работу на супервизию: «На первом занятии Наталья Васильевна обозначила основные понятия психотерапии (перенос, контрперенос, сопротивление, кадр, свободные ассоциации) и предложила разобрать тонкости организации и проведения первичных интервью на конкретном случае из практики. Поскольку у меня есть частная практика (я работаю второй год), я вызвалась представить свой кейс. Это занятие стало для меня точкой роста. Несмотря на то, что местами комментарии казались мне критичными, после супервизии я унесла целых ворох бесценных рекомендаций и возможных векторов работы с пациенткой».

Три составляющих метода

Курс Натальи Васильевны — это семинары, куда можно прийти со своими вопросами и сомнениями, обсудить технику работы и получить взгляд более опытного и профессионального психотерапевта. 

«Особенно ценным для меня оказалось рассмотрение и более глубокое погружение в три главных и особых составляющих метода: строгость сеттинга и кадр как основа, психоаналитическая этика и ее соблюдение, и психоаналитическая супервизия», — пишет в своем эссе Евгения Хижняк.

Многие магистранты признаются, что занятия Натальи Васильевны не только дают фундамент для начала собственной практики, но и помогают открыть самого себя, запустить процессы самопознания и рефлексию.

«За небольшой период нашего обучения, благодаря подробной проработке таких тем, как сеттинг, кадр и отношения психоаналитика и пациента на курсе «Введение в психоаналитическую практику», и на других курсах нашей магистерской программы я открыла множество точек роста не только в будущей работе, но и в себе, — делится впечатлениями Мария Морозова. — Увидела, в том числе, свои страхи и сопротивления, осмысление и понимание которых дало внутреннюю опору для дальнейшего самоанализа и внутренней работы».

 

*Наталья Васильевна Лужанская — психоаналитически-ориентированный психотерапевт, клинический психолог, бизнес-консультант, член Ассоциации психоаналитического коучинга и бизнес-консультирования, член СРО Ассоциация «Союз психотерапевтов и психологов».