• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
22
Март

«Не было даже представления, что это будет настолько масштабно»

«Техника и практика современного французского психоанализа» — фундаментальный курс нашей программы. Несмотря на то, что у нас есть лекции, дающие представление о разных психоаналитических школах, французская школа находится в центре нашего внимания.

Лекции по французскому психоанализу читает Ольга Валентиновна Чекункова — старший преподаватель и старший супервизор магистерской программы, клинический психолог, магистр психологии, психоаналитический психотерапевт, кандидат Международной психоаналитической ассоциации (IPA).

Начиная с введения во французскую психоаналитическую школу и истории развития психоанализа во Франции, Ольга Валентиновна проводит слушателей через все основные концепции французской школы психоанализа, особенности ее техники и практики.

Техника интерпретаций, психоаналитический процесс в целом, организация кадра (аналитический сеттинг), отсылки к работам и концепциям Фрейда, влияние школы объектных отношений, особенности переноса и контрпереноса — всё это разбирается на курсе Ольги Валентиновны.

В ее лекциях психоаналитические концепции представлены в зависимости от стадий развития человека: начиная с первичных отношений матери и младенца, через детство и юность — к зрелому возрасту. У слушателей есть возможность задавать вопросы по ходу семинара и прояснять для себя ключевые моменты французского психоанализа.

Лекции по психоанализу — не просто лекции. Каждая из них возвращает слушающего к собственным ранним воспоминаниям. Отношения с матерью, отцом, эпизоды из детства, первые школьные годы и юность... Через призму личного опыта психоаналитические концепции воспринимаются, как будто оживая прямо во время лекции.

«С Ольгой Валентиновной мы говорили о феномене “достаточно хорошей матери", — пишет слушательница первого курса Кристина Фогель. — На этой лекции у меня было много инсайтов, вся лекция будто переполнена смыслами для меня. Почему-то лекции, которые перекликаются с чем-то пережитым, западают глубоко и запоминаются». 

Как устроена психика? На каком уровне функционирует пациент — на невротическом, пограничном или психотическом? Что является основным конфликтом и какие психологические защиты можно увидеть уже на первой консультации с клиентом? Это также разбирается в ходе семинаров Ольги Валентиновны.

«На данном курсе мы разбирали особенности пациентов с разными уровнями функционирования и различные аспекты работы с ними. Мы останавливались на интересных проявлениях невротических пациентов, таких как истерия и обсессия. Но всё же большее внимание привлекают пограничные пациенты, так как с ними тяжелее работать, и мы понимаем это уже на практике», — делится впечатлениями Елена Мокроусова, слушательница первого курса.

Ольга Валентиновна дает уникальный материал — слушатели разбирают работы современных авторов, многие из которых еще не переведены на русский язык. Благодаря переводам Ольги Валентиновны, у наших магистрантов есть возможность прочитать их на своем языке, в том числе и в нашем «Журнале клинического и прикладного психоанализа».

Лекции Ольги Валентиновны собирают множество хороших отзывов, а сама она по итогам студенческого голосования вошла в число лучших преподавателей НИУ ВШЭ 2021 года.

«Школа французского психоанализа, современная техника и практика. Возможно ли это уложить в один предмет? Раньше казалось, что это будет каким-то стартом, легким погружением в пространство — с основами, теорией, практикой. Но не было даже представления, что это будет настолько масштабно, настолько углубленно, что это будет не маленькое начало, а полноценное погружение!», — говорит Валерия Бикулова, 1-й курс.

Цикл лекций Ольги Валентиновны по теории и практике современного французского психоанализа идет на протяжении всех двух лет обучения и сохраняется в записи.

Наша программа тесно сотрудничает с Парижским психоаналитическим обществом (SPP). 

Наиболее плодотворным периодом в истории SPP, основанного принцессой Мари Бонапарт, стали 1950-1980-е годы. Именно тогда появились такие звезды психоанализа как Дидье Анзье, Морис Буве, Мишель Фэн, Бэла Грюнберже, Серж Лебовиси, Джойс МакДугалл, Пьер Марти, Мишель де М’Юзан, Рене Дяткин, Андре Грин.

Профессионалы, которые преподают на нашей программе сегодня, были лично знакомы с тем выдающимся поколением. Так, руководитель нашей программы Андрей Владимирович Россохин был супервизантом у Джойс МакДугалл, Андре Грина и Сезара Ботелла. Жильбер Дяткин — наш приглашенный лектор — сын Рене Дяткина, который вместе с Сержем Лебовиси развивал детский психоанализ во Франции. Ален Жибо — научный руководитель нашей программы — ученик Эвелин Кестемберг, возглавлявшей Ассоциацию психического здоровья 13-го округа Парижа.

Напомним, что курсы, о которых мы пишем — это часть нашей магистерской программы. И мы оставляем всем нашим выпускникам доступ к ним и после завершения учебы. Как именно?

 

В двух вариантах:

  • в записи — для этого у каждого курса есть свое закрытое хранилище, архив с презентациями и аудиозаписями лекций;

  • в режиме реального времени: в каком бы году вы ни закончили нашу МП, вы можете прийти на любую лекцию или подключиться к ней онлайн.

***

Следующая статья из рубрики Репрезентация программы - О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКЕ, КАДРЕ И «ДИКОМ ПСИХОАНАЛИЗЕ»

Как поступить?