«Супервизия — один из важнейших аспектов для моей дальнейшей практики»
Для практикующего психолога или психотерапевта супервизия — это часть его профессиональной деятельности. Те же, кто только начинает свой путь в области психологического консультирования, сталкиваются с вопросами— что такое супервизия, зачем она нужна и можно ли обойтись без нее? Сегодня расскажем, как организованы супервизии на нашей программе и поделимся отзывами наших слушателей.
«Формат супервизии для первокурсника, не имеющего опыта, — прекрасная возможность для начала работы, она помогает втянуться в сложный процесс первичных интервью, услышать истории разных пациентов. С помощью супервизора дается возможность заглянуть за манифестное содержание и увидеть те самые картинки за занавесом, разыгрывающиеся истории персонажей внутренних объектов пациента», — считает Юлия Пыльцина, слушательница 1 курса.
На супервизии практикующие специалисты под руководством опытного психоаналитика или психотерапевта (супервизора) разбирают случаи своих клиентов вместе с коллегами. Наши супервизоры — это преподаватели магистерской программы, практикующие психоаналитики и психотерапевты с огромным опытом работы. У многих из них есть многолетний опыт в области психиатрии.
Кроме того, супервизии проводят и наши зарубежные преподаватели в рамках своих семинаров. Слушатели магистерской программы супервизировали свои случаи у французских психоаналитиков — мэтров мирового психоанализа: Жильбера Дяткина, Жаклин Шаффер, Анни Ру.
Во время супервизии разбирается история клиента, а также чувства и мысли самого специалиста, возникающие до, во время и после встречи с клиентом. Это профессиональный формат работы с материалом психотерапевтической сессии, который представляет слушатель или выпускник программы. К слову, у выпускников сохраняется возможность брать в работу клиентов нашего«Центра психоаналитического консультирования и психотерапии» и супервизировать их в рамках программы.
Наши супервизии обеспечивают безопасное пространство и для супервизанта (того, кто представляет случай), и для его клиента. Осмысляя и прорабатывая случаи клиентов, слушатели программы (как практикующие, так и те, кто пока решил не практиковать) развивают «психоаналитическое слушание» и навыки работы в психоаналитическом подходе.
Активное включение в разбор случаев, представленных коллегами, позволяет всем участникам супервизии увидеть проблематику клиента с разных сторон, а самому супервизанту — получить обратную связь и поддержку от супервизора, коллег, и наметить для себя направления дальнейшей работы.
Впрочем, дадим слово слушателям нашей магистерской программы.
«Удивительно, что в процессе групповой супервизии мы наблюдаем, какая глубокая работа может произойти иногда благодаря разному видению ситуации у всех участников. В этой динамике рождается новое видение представленного случая, дополняется и обогащается образ пациента», — рассказывает Ирина Никишина, слушательница 1 курса.
На нашей программе супервизии — неотъемлемая часть учебного процесса. Более 50 часов групповых супервизий в неделю позволяют слушателям получить помощь в работе с каждым своим клиентом. Групповая супервизия — это то, что дает «объемное мышление».
«Супервизия нацелена на оказание всей необходимой поддержки терапевту. Это и дополнительный анализ случая самим терапевтом (ведь когда ты записываешь, перечитываешь, потом рассказываешь случай, ты можешь сам обнаружить скрытые смыслы и символы). На самой супервизии в процессе мозгового штурма коллеги открывают множество граней, о которых терапевт мог сам и не догадываться. Супервизор опытным взглядом может обозначить все упущения, сделанные терапевтом. Но самое главное, что на супервизиях есть возможность найти ресурс для терапии», — делится мнением Лидия Гришина, слушательница 1 курса.
Старшие супервизоры нашей программы — это опытные психоаналитики и психоаналитически-ориентированные психотерапевты, члены или кандидаты Международной психоаналитической организации (IPA), а также члены или кандидаты Парижского психоаналитического общества (SPP).
«У каждого из супервизоров — свой стиль проведения супервизий, и стиль каждого влияет на манеру обсуждения, вовлеченность участников, атмосферу… Большое количество профессионалов и разные стили позволяют попробовать привнести в свой опыт то множество увиденного и услышанного, чтобы в своей практике не просто копировать кого-то из учителей, но выработать свой индивидуальный стиль, базирующийся на уникальном опыте различных профессионалов», — из отзыва Анны Горбатовой, слушательницы 1 курса.
К участию в супервизиях слушатели программы могут подключиться уже с первых дней учебы. И если вначале обучения супервизия может казаться чем-то непонятным и неизвестным, то к концу первого семестра появляется понимание этого процесса.
«Супервизия — один из важнейших аспектов для моей дальнейшей практики психоаналитического консультирования и психотерапии», — считает Полина Тарасова, слушательница 1 курса.
Супервизия — не только неотъемлемая часть нашей программы. Это часть профессионального становления и развития будущего психолога. Развиваясь в профессии, нарабатывая шаг за шагом свою профессиональную идентичность, оставаясь в психоаналитическом пространстве, невозможно работать без супервизии. Это своеобразный знак качества, показатель профессионализма и этичного отношения к профессии.
***