На пути к новой профессии: допуск к практике на нашей программе
Сегодня — рубрика «Практика». В ней мы будем рассказывать о том, как организована практика на нашей программе.
Über den dächern, 2014
Neo Rauch
В предыдущих публикациях мы говорили, что на МП существует Центр психоаналитической психотерапии (ЦПП). С клиентами центра работают практикующие слушатели и выпускники. Для начинающих специалистов это прекрасная возможность войти в профессию мягко, бережно и безопасно.
Многие магистранты начинают практиковать уже через четыре-пять месяцев после старта обучения. Происходит это благодаря эффективной траектории образовательного процесса на программе — она полностью ориентирована на практику, которая занимает 70% учебных занятий (еженедельно у нас проходит более 60 часов групповых супервизий).
Вместе с тем, прежде чем приступить к практике и расположиться в кресле специалиста, каждый магистрант обязан подтвердить свою профессиональную готовность к работе с клиентами, получив допуск к практике. Для этого он должен выполнить несколько условий.
«Важно отметить, что это не простые формальные требования, а тот необходимый стандарт, который позволяет нашим слушателям стартовать на достаточно высоком профессиональном уровне», — говорит руководитель практики нашей МП Марина Фролова.
Требование: участие в работе супервизионных групп.
Супервизия — это практическое занятие, на котором реальные клиентские кейсы практикующих магистрантов разбираются при участии супервизора. Слушатели-первокурсники посещают супервизии с первого дня учебы. Постепенно из роли наблюдателя они переходят в статус активных участников группы.
«Супервизии особенно важны тем, что благодаря им магистранты приобретают и развивают способность рефлексировать и размышлять, которая необходима в работе любого психоаналитика и терапевта», — объясняет Марина Фролова.
Для получения допуска нужно посетить 12 супервизионных групп, в каждой из которых разбирается четыре кейса (то есть всего 48 случаев = 48 академических часов).
Требование: отчеты по супервизиям.
Для получения допуска к практике только лишь посещения определенного количества супервизий недостаточно. По итогам работы в супервизионных группах слушатели пишут отчет. Отчет по супервизионному кейсу — это серьезная творческая работа, включающая большой блок личной рефлексии. В нем нужно описать представленные на занятии кейсы, работу группы, а также свое мнение касательно этих случаев, проработав и осмыслив их, а также подкрепив свои гипотезы литературой.
«Это как работа психотерапевта в кабинете, которая не заканчивается консультацией пациента, — говорит директор программы Екатерина Фёдорова. — Важная часть работы начинается как раз после сессии, когда специалист “вынашивает” кейс, обдумывает его, рефлексирует, что-то отмечает, и это может продолжаться несколько суток. Так же и на супервизиях. То есть магистрант не просто прослушал кейс, вышел и забыл — он анализирует его и после, не раз прокручивая в своей голове и фиксируя размышления и рефлексию в отчетах».
Требование: прохождение курса по клиническому психоанализу и психоаналитической психотерапии.
Этот курс ведет руководитель нашей программы Андрей Владимирович Россохин. Во время занятий слушатели наблюдают за работой Андрея Владимировича с реальными клиентами. Он демонстрирует видеозаписи сессий, сделанные по предварительному согласию пациентов с полным соблюдением их конфиденциальности (запись ведется со спины клиента).
«Подобный видеоматериал есть далеко не у каждого гуру психоанализа, и в этом его особая ценность, — говорит Марина Фролова. — Он позволяет наблюдать как проходит реальная сессия и разбирать происходящее буквально посекундно: интерпретировать, размышлять, искать новые гипотезы и направления. То есть фактически слушатели становятся участниками психоаналитического процесса, идентифицируясь с профессионалом».
Требование: соблюдение конфиденциальности.
В начале учебного года каждый магистрант должен подписать документ о неразглашении конфиденциальной информации в рамках нашей программы. Это обязательное требование, чтобы вступить в практику. Без этого документа слушатели не могут присутствовать и на супервизиях, несмотря на то, что все представляемые кейсы не содержат персональной информации и максимально обезличены.
«Конфиденциальность — это ДНК программы и вообще нашей профессии, поэтому мы неукоснительно ее соблюдаем», — подчеркивает Екатерина Фёдорова.
Требование: подготовить резюме.
Этот документ, во-первых, позволяет менеджменту программы еще раз достаточно хорошо познакомиться с магистрантами, их профессиональным опытом. В дальнейшем оно послужит ориентиром при распределении клиентских заявок среди практикующих слушателей.
Во-вторых, мы работаем с компаниями, заинтересованными в получении психотерапевтической помощи для своих сотрудников. Резюме помогает лучше понять профессиональный бэкграунд практикующих специалистов.
«Важное уточнение — сами клиенты резюме слушателей не видят, — подчеркивает Марина Фролова. — Личность терапевта, его профессиональную и, тем более, личную историю мы перед пациентом никогда не раскрываем. Правило о неразглашении конфиденциальной информации работает не только в отношении наших клиентов, но и студентов».
Выполнив все указанные выше требования, слушатели получают допуск к практике и возможность подать заявку на работу с клиентами. Впрочем, они могут этого и не делать — каждый магистрант сам по мере личной готовности решает, когда ему начать работать.
Приблизить этот момент позволяют наши практические курсы, посещение практикумов (они также дают слушателям возможность наблюдать за работой специалистов с реальными клиентами), а еще — неформальные организационные встречи, которые служат для того, чтобы снять тревожность и приступить к практике.
***