Структурный и практичный
Начиная что-либо, нам часто приходится сталкиваться с неизвестным — и это вызывает беспокойство. Знакомо ли вам это чувство? Нам — да. Наши слушатели, решившие освоить ранее неизвестную для себя область, психоаналитическую психотерапию, тоже с ним знакомы. Как тонко подметил психоаналитик Уилфред Бион, «в любом кабинете всегда можно увидеть двух довольно напуганных людей: пациента и психоаналитика».
Эта «напуганность», на наш взгляд, небезосновательна. Приведем лишь часть вопросов, с которыми сталкиваются наши магистранты, начинающие личную практику с реальными клиентами:
-
Как вести себя на первой консультации?
-
Как понять скрытый смысл истории клиента?
-
По каким признакам определить тип его психического функционирования?
-
На что обращать внимание в речи клиента и как ее интерпретировать?
-
Что из сказанного представлять на супервизию?
Сегодня мы расскажем о двух курсах нашей программы, которые отвечают на эти вопросы и поддерживают в начале пути.
Первый — о теоретических и практических принципах психоаналитического лечения, а второй посвящен психоаналитической психотерапии пациентов с разным уровнем психического функционирования.
Автор и лектор обоих курсов — Маргарита Леонидовна Евсеева, практикующий психоаналитик с более чем 30-летним опытом работы, клинический и педагогический психолог, кандидат психологических наук, член Международной психоаналитической ассоциации (IPA) и Московской группы психоаналитиков, старший научный сотрудник Центра им. В. П. Сербского. Лучший преподаватель Высшей школы экономики 2021 года по итогам студенческого голосования.
Курс «Теоретические и практические принципы психоаналитического лечения» наши слушатели изучают в первый год обучения. Он помогает в проведении первичных интервью, знакомит с тонкостями психоаналитической психотерапии.
Говорит Людмила Николаева, студентка 1-го курса.
— Маргарита Леонидовна Евсеева порекомендовала нам перечень вопросов, позволяющий исследовать пациента. Я попробовала применить его на практике, и, на мой взгляд, это очень ценный инструмент, позволяющий разложить по полочкам материал, который пациент часто «вываливает», а иногда и «замалчивает». Словно тебе подарили пазлы — кусочки, частицы картины, одного целого, красиво упакованные в прозрачный пакетик; в свою очередь, уложенные в коробочку, на которой непосредственно и представлена та картина, собрать которую тебе предстоит.
Неотъемлемая часть каждого занятия — полуторачасовая супервизия, разбор клиентского случая одного из слушателей нашей программы. На конкретном примере Маргарита Леонидовна поясняет, что происходит во время психотерапевтического процесса и какая история разворачивается «на внутренней сцене».
На этих семинарах слушатели могут задавать вопросы, прояснять для себя любые непонятные моменты в работе, поделиться своими сомнениями и получить рекомендации опытного психоаналитика.
На втором курсе проводится цикл семинаров по психоаналитической психотерапии пациентов с разным уровнем психического функционирования: невротическим, пограничным, психотическим. Наши слушатели узнают, как вести работу с клиентами после окончания первичных консультаций, с какими сложностями можно столкнуться и как организовать дальнейший процесс психотерапии.
Маргарита Леонидовна на клинических примерах рассказывает о трансгенерационной, межпоколенческой передаче травмы — учит видеть контекст, в котором происходило формирование психики пациента.
Говорит Елена Соловьева, слушательница 2-го курса.
— Я очень благодарна Маргарите Леонидовне за структурность и практичность ее лекций и супервизий, что позволило мне переработать и детализировать материал, собранный в рамках курса, и создать шпаргалку по структуре и особенностям работы с пограничными пациентами, которую рекомендовала нам Маргарита Леонидовна.
Оба курса Маргариты Евсеевой наполнены не только и не столько базовыми теоретическими концепциями, сколько ее конкретными практическими наработками. Говоря о той или иной теории, она всегда рекомендует литературу по теме, помогая ориентироваться в широком поле публикаций.
Говорит Катерина Федоренко, 2-й курс.
— Лекции Маргариты Леонидовны будто бы раскладывают знания, которые порой хаотично циркулируют в моей голове, на полочки, которых мне так порой не хватает!
К лекциям Маргариты Леонидовны можно подключаться онлайн, они также сохраняются в записи (за исключением моментов разбора клиентских случаев). Так что у слушателей есть возможность вернуться к ним в любое удобное время.
***