Научный семинар для абитуриентов магистерской программы «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме»
На факультете бизнеса и менеджмента НИУ ВШЭ завершился ежегодный трехдневный научный семинар «Гостиничная индустрия и туризм в России, в странах Балтии и СНГ: актуальные направления исследований», в котором принимали участие потенциальные абитуриенты магистратуры. Научный семинар уже второй год проходит в стенах факультета бизнеса и менеджмента в дни традиционных студенческих каникул, чтобы в нем могли принять участие не только студенты бакалавриата НИУ ВШЭ, но и других вузов России, в том числе и региональных, а также – студенты из стран СНГ.
Проведение зимних профориентационных мероприятий для абитуриентов магистратуры мне кажется в целом полезным, а в случае магистерской программы отраслевой направленности, такой, как «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме» (Москва) - просто необходимым элементом процесса набора будущих абитуриентов.
Дело в том, что на российском образовательном пространстве насчитывается значительное число образовательных программ по гостиничному бизнесу и туризму, но большинство из них реализуется в бакалавриате отраслевых вузов. Магистерских же программ этой направленности не так много, и закономерно, что устоявшегося общего понимания, в чём же суть магистерского образования в сфере гостиничного бизнеса и туризма, у абитуриентов в полной мере нет. И тем более, к сожалению, нет у них достаточной ясности в понимании ни того, что представляет собой магистерская программа отраслевой направленности, реализуемой в вузе, имеющем статус «Национальный исследовательский университет», ни того, как соотносятся научные исследования и реальные, «земные» проблемы гостиничного и туристического бизнеса.
Для того, чтобы эти вопросы прояснить, прошлой зимой мы впервые провели в Школе бизнеса и делового администрирования научный семинар «Гостиничная индустрия и туризм в России, в странах Балтии и СНГ: актуальные направления исследований», ориентированный на абитуриентов магистратуры. Приёмная кампания лета 2016 г. показала эффективность мероприятия, и зимой 2017 семинар состоялся второй раз. Участниками стали как студенты НИУ ВШЭ из Москвы, Перми, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода, так и других городов России и стран СНГ.
Решетникова К.В., зам. руководителя Школы бизнеса и делового администрирования по научной работе
Зимний научный студенческий семинар призван чётко обозначить цель нашей магистерской программы, которая заключается в подготовке специалистов, обладающих аналитическими навыками и владеющими при этом глубоким представлением о деятельности гостиничной отрасли и туризма.
Чтобы семинар был интересным и по-настоящему полезным абитуриентам, чтобы он помог им в выборе направления магистерского образования, а также – карьерной траектории, мы насытили его разнообразными элементами, которые в совокупности дают представление о том, как реальные проблемы бизнеса могут быть решены с помощью проведения научных исследований.
Для участников семинара была проведена экскурсия в отель Хилтон Ленинградская, а также перед ними выступили практики гостиничного и туристического бизнеса. Мастер-класс «Карьерные возможности в индустрии гостеприимства и туризме в международной компании» провела директор по персоналу Club Med в России Г. Исмагилова, а М. Мичурина, руководитель отдела аналитики ActiTour Russia, выступила на тему «Проблемы внутреннего и выездного массового российского туризма». Этот практико-ориентированный блок программы семинара дал представление об актуальных проблемах, задачах, возможностях и перспективах бизнеса «из первых рук». А вот исследовательская ориентация программы семинара включала как ознакомление с уже проведенными в НИУ ВШЭ исследованиями, так и самостоятельную групповую работу участков. Результаты своих исследований, направленных на решение прикладных проблем, представили преподаватели программы С. П. Казаков, К.В. Решетникова, М.Д. Предводителева, а также выпускница нашей магистерской программы, а теперь аспирантка НИУ ВШЭ Н.Полковникова.
Важным элементом семинара стала групповая работа участников над кейсом, подготовленным доцентом кафедры УЧР и преподавателем нашей магистерской программы О.И. Зеленовой. Кейс, основанный на реальной ситуации, позволил участникам увидеть связи проблемы стратегического управления туристической компании с существующими практиками управления человеческими ресурсами в отрасли.
Другая форма работы, которую предложено было освоить участникам семинара, предполагала создание собственного проекта исследования, призванного решить одну из прикладных проблем, которые участники смогли выявить в ходе практико-ориентированных мероприятий семинара. Разделившись на группы, студенты разработали проект исследовательской программы, подготовили презентации и обсудили возможности реализации и ограничения этих исследований с руководителями семинара, а затем – представили результаты строгому, но справедливому жюри, в которое вошли преподаватели программы К.В. Решетникова, М.Д. Предводителева и О.Н. Балаева.
Предводителева М.Д.
Уверена, что летом 2017 г. научный семинар покажет свою эффективность, и со многими участниками семинара мы встретимся в новом учебном году – уже как со студентами магистерской программы «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме».
фото: Альфия Сайгафарова