Что нового ждёт студентов УПРГ в 2019/2020 учебном году?
Интервью с Русланом Гончаровым, академическим руководителем магистерской программы «Управление пространственным развитием городов»
Образовательная программа «Управление пространственным развитием городов» (далее УПРГ) – одна из первых в России магистерских программ, гармонично объединяющих научно-исследовательский подход в урбанистике (в рамках направления ‘urban studies’) и практические аспекты городского планирования и управления (в рамках направления ‘urban planning’). В самом начале приемной кампании мы поговорили с академическим руководителем программы Русланом Гончаровым о том, какие изменения произойдут в учебном плане в 2019 году и как они отразятся на жизни будущих студентов программы.
Программа реализуется в Высшей школе урбанистики с 2011 года. С тех пор учебный план менялся неоднократно. Чем вызваны эти изменения?
Буквально несколько дней назад мы выпустили уже седьмое поколение магистров, окончивших программу УПРГ. За эти годы наша программа прошла определенный путь развития, и действительно, учебный план постоянно пересматривался. Фактически с 2011 года не поменялась лишь концепция программы, направленная на подготовку урбанистов, – специалистов, обладающих системными научными знаниями и практическими навыками в области планирования и управления развитием урбанизированных территорий.
Регулярную актуализацию учебного плана программы я рассматриваю как абсолютно закономерный процесс «подстройки» под изменяющиеся внешние условия – прежде всего, под требования работодателей, с которыми мы находимся в постоянном взаимодействии. Именно это позволяет программе сохранять актуальность и конкурентоспособность, а нашим выпускникам – востребованность на рынке труда. Не будем забывать и про эволюцию представлений об урбанистике и ее роли в жизни общества. Если ещё 8 лет назад немногие могли объяснить, чем же занимаются урбанисты, то сейчас урбанистическая повестка плотно обосновалась на первых полосах новостных лент. На проекты городского развития выделяются существенные ресурсы, в том числе и со стороны государства. За эти годы интерес к направлению вырос многократно – о городской среде, благоустройстве, жилищном строительстве говорят повсеместно. В условиях подобной «медийности» у студентов формируется четкий запрос на участие в исследованиях и проектах, затрагивающих актуальные темы, запрос на вовлеченность в профессиональную дискуссию. Перефразируя – по сути, речь идет про запрос на новые форматы обучения. И удовлетворение подобных запросов – наш основной и самый интересный «вызов». В частности, уже второй год мы запускаем формат мастерских, в которых студенты под руководством сотрудников факультета и приглашенных экспертов участвуют в реальных исследованиях и проектах. В минувшем году тематика была крайне разнообразной – от изучения вернакулярных районов Москвы до феноменологии ближневосточного города. Также в этом году мы опробовали еще один новый формат – дебаты. Команды студентов дискутировали на актуальные градостроительные темы перед преподавателями и приглашенными экспертами – в этом смысле, опыт прямого общения с членами профессионального сообщества, на мой взгляд, совершенно бесценен, как и сам факт знакомства. При этом и с точки зрения образовательного процесса мероприятие играет существенную роль – ведь для урбаниста важно не просто обладать набором знаний и навыков, но и уметь донести свою позицию до других.
Вопрос трудоустройства традиционно входит в список часто задаваемых. Раз уж зашла речь про востребованность выпускников, прокомментируете этот момент?
В качестве иллюстрации: согласно прошлогоднему опросу выпускников программы, более 80% из них работали в сферах, так или иначе связанных с городом – в системе городского управления, в сфере аналитики городских данных, в консалтинге и проектных бюро. И выпускники этого года не исключение – почти все из них либо уже трудоустроены, либо имеют «на руках» предложения от ключевых игроков рынка.
Вернемся к структуре программы. Много ли изменений ожидается в новом учебном году – в том числе, в связи с запуском новой программы «Транспортное планирование»?
Естественно, что в связи с запуском новой магистерской программы «Транспортное планирование» учебный план программы УПРГ претерпел изменения. Прежде всего, было решено отказаться от специализаций в пользу расширения списка дисциплин вариативной части. Изначально, в 2015 году, в учебном плане было предусмотрено две специализации: «Городские исследования и территориальное планирование» и «Городское транспортное планирование». Вторая специализация была введена в учебный план как раз для подготовки урбанистов, профессионально разбирающихся в вопросах городского транспорта. Это стало отражением запроса рынка на подготовку новых специалистов для транспортного комплекса. Сейчас мы наблюдаем эволюцию этого запроса в сторону более глубокой подготовки профессионалов-транспортников в рамках отдельной магистерской программы.
Отказ от специализаций в учебном плане УПРГ ни в коем случае не означает отсутствие транспортных дисциплин. Планировать и управлять развитием города без учета транспортных аспектов невозможно. По этой причине транспортные дисциплины останутся как в базовой, так и в вариативной части учебного плана.
Предусматривает ли расширение вариативной части, о котором вы сказали, появление новых дисциплин?
Расширение вариативной части прежде всего предусматривает увеличение возможностей выбора траекторий обучения. Если раньше он, по сути, сводился к выбору специализации, то студенты нового набора смогут включить в свой индивидуальный учебный план 5 курсов из 10 вариативных дисциплин, сгруппированных в несколько блоков.
Предусмотрено и появление новых дисциплин, при этом не только в вариативной части. В их числе – курс «Развитие объектов культурного наследия». Он направлен на формирование навыков, позволяющих инициировать и реализовывать проекты в области сохранения и капитализации культурного наследия. Данная тематика получила невероятную актуальность в последние пару лет, и факультет сыграл в этом вопросе не последнюю роль. ВШУ совместно с архитектурным бюро «Рождественка» и L'ecole de Chaillot запустили годичную программу повышения квалификации «Сохранение и валоризация культурного наследия».
Еще одна новая дисциплина – курс «Городская морфология». В его основе – принципиально новые количественные подходы к изучению городской застройки, основанные на методах анализа пространственных данных. Этот курс органично встроится в «инструментальный трек» программы. Поясню: существенную роль в структуре УПРГ мы отводим обучению конкретным инструментам исследования – от социологических до геоинформационных. Мы стараемся избежать ситуации, когда студент понимает, что он хочет сделать, но не обладает нужным инструментарием.
Изменилась ли целевая аудитория программы после обозначенных изменений?
Не изменилась, ведь ее концепция осталась прежней, о чем я уже говорил в начале. Как и ранее, программа ориентирована на широкий круг слушателей – и архитекторов, и экономистов, и социологов, и географов, и специалистов по государственному и муниципальному управлению, и многих других. Для выработки максимально сбалансированных решений в городе важен комплексный подход и конструктивный диалог представителей всех без исключения направлений.
Технический аспект – отразятся ли все эти изменения на дипломе магистрантов?
Нет, все выпускники, как и ранее, по окончанию обучения получат дипломы по направлению подготовки «Градостроительство».
И в заключении: где найти подробную информацию об обновлённом учебном плане УПРГ?
Подробная информация представлена на странице программы в разделах «О программе» и «Структура программы». Также рекомендую обратить внимание на список часто задаваемых вопросов при поступлении.
Наконец, обсудить все вопросы, связанные с поступлением и концепцией программы, можно на консультациях 1 и 12 июля.