Чему учат на треке «Городские исследования» и чем он отличается от трека «Городское планирование»
17 апреля в 12:00 состоится большой день открытых дверей магистерской программы «Управление пространственным развитием городов». Мероприятие пройдет онлайн, необходима регистрация.
С этого учебного года обучение на программе будет осуществляться в рамках одного из трех образовательных треков: «Городские исследования», «Городское планирование» и «Транспортное планирование». Каждый трек — это набор тематически связанных дисциплин, исследовательских семинаров и проектов, особый формат курсовых работ и магистерских диссертаций.
Масштабные и интересные изменения требуют обстоятельного рассказа. Сегодня мы расскажем о треке «Городские исследования» и отдельно остановимся на его отличиях от трека «Городское планирование», описанию которого был посвящен предыдущий материал.
Больше информации и кейсов из практики вас ждет на дне открытых дверей 17 апреля. Также читайте интервью с куратором трека «Транспортное планирование» Андреем Борисовым.
Руслан Гончаров, руководитель трека «Городские исследования», академический руководитель магистерской программы «Управление пространственным развитием городов»:
Фундамент трека «Городские исследования»
Трек «Городские исследования» имеет выраженный исследовательский и аналитический характер. Своеобразным фундаментом трека выступает исследовательский семинар — в его рамках мы сфокусируем внимание на трех ключевых аспектах.
Во-первых, мы сделаем акцент на знакомстве с актуальной повесткой в области Urban Studies. Исследователю, равно как и аналитику, крайне важно задать правильный вопрос и выделить проблему, которую он будет решать. А для этого необходимо быть в курсе тех кейсов и трендов, которые находятся на острие профессиональных научных обсуждений.
Во-вторых, мы сконцентрируем внимание на проработке методов исследования и подробном знакомстве с методологическими аппаратами различных научных направлений, принятыми в урбанистике. После того, как проблема определена, а гипотеза сформулирована, именно от выбора инструментария зависит успешность реализации всего проекта. При этом у нас нет задачи сделать «универсального солдата», одинаково виртуозно владеющего и социальными методами, и финансовым моделированием, и геоинформационным анализом и так далее. Естественно, каждый студент будет работать в рамках той методологии, которая ему ближе. Но реальные городские проекты осуществляются командами с использованием разных методов. И понимать логику, ограничения, уметь трактовать результаты коллег, использующих другой инструментарий, совершенно необходимо в профессиональной деятельности.
Наконец, в-третьих, мы уделим время проработке навыков написания аналитических и академических текстов. Можно сформулировать проблему и придумать гениальный способ ее решения — но если не получится его внятно описать, то практическая ценность подобной работы будет не очень высокой.
Базовые и вариативные дисциплины
Одного фундамента в виде исследовательского семинара недостаточно. Базовые дисциплины — «Экономика города», «История урбанистики и социология города», «Транспортное планирование», «Территориальное планирование» — позволят взглянуть на город с позиций разных научных дисциплин и «выровнять» наши представления о нем. Широкий пул вариативных дисциплин — от программирования до аспектов финансирования городской инфраструктуры — позволит каждому студенту сфокусировать свое внимание на том, что ему интереснее, ближе, полезнее в профессиональном плане. Обязательно будет и практика планирования — ведь хороший городской исследователь должен понимать, как его выводы будут использованы планировщиками.
Наконец, у студентов будет возможность присоединиться к действующим исследовательским проектам факультета, его подразделений и лабораторий, а также наших партнерских организаций, спектр которых регулярно расширяется. Отдельно в этом ряду отмечу экспедиционные активности, реализуемые научными сотрудниками факультета. Надеемся, что эпидемиологическая обстановка позволит в грядущем году реализовать все задумки в этой области.
О трудоустройстве выпускников
Хочется сразу опровергнуть «миф» о трудоустройстве исследователей исключительно в научных и образовательных организациях. По нашему опыту, исследователи одинаково востребованы как в академической сфере, так и в бизнесе. Для тех студентов, кто захочет выбрать именно академическую карьеру, на треке предусмотрена возможность продолжения учебы в аспирантуре. Наша программа с нового учебного года ассоциирована с аспирантской школой по государственному и муниципальному управлению, что предусматривает наличие квотных мест для выпускников трека.
Чем отличаются треки городского исследователя и городского планировщика?
Руслан Гончаров:
На предыдущих мероприятиях, посвященных программе, мы столкнулись с большим количеством вопросов о различиях между треками «Городские исследования» и «Городское планирование».
Краткий ответ — городской исследователь и городской планировщик решают разные задачи. Исследователь определяет более «глобальные» закономерности развития города как целостной системы, не ориентируясь на частные особенности отдельно взятых территорий. Планировщик, напротив, работает с конкретной территорией в попытке найти оптимальный путь ее развития. Первому важнее системные факторы, второму — локальные. Их результаты фактически дополняют друг друга: исследование предшествует процессу планирования, а планировочные результаты основываются на результатах исследования.
Марина Сапунова, руководитель трека «Городское планирование»:
Два трека связаны, но отличаются как в образовательном процессе, так и в последующей профессиональной деятельности.
Исследователь работает преимущественно с аналитическими задачами, например, оценивая результаты реализации градостроительной политики, выявляя городские изменения или проблематизируя практику планирования. Он подбирает такой набор методов, который позволит ответить на самые сложные городские вызовы, верифицировать наборы данных, провести или организовать сбор дополнительных параметров, а также подготовить рекомендации.
Городской планировщик связан с проектными задачами и принятием решений в территориальном развитии. Принимать комплексные решения невозможно без качественной и подробной аналитики, тем важнее иметь в команде сильных исследователей, но фокус внимания планировщика — на управлении ресурсами, параметрами, целями и задачами развития. В его сфере ответственности — приоритизация направлений инфраструктурного развития, задач правового регулирования, четкая аргументация своей позиции и оценка затрат на реализацию.
Городское планирование — это продолжительные, дорогостоящие и требующие тщательной оценки рисков и эффектов проекты, поэтому вряд ли вы как планировщик или исследователь когда-либо будете работать с ними в одиночку. Внутри обоих треков предусмотрены совместные проекты, позволяющие планировщикам увидеть глубину исследовательских задач, а исследователям — столкнуться с проектной оптикой и практикой планирования.
Гончаров Руслан Вячеславович
академический руководитель образовательной программы «Управление пространственным развитием городов»
Сапунова Марина Викторовна
Эксперт Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского