Концепция научно-исследовательского семинара
Научно-исследовательский семинар рассматривается как основной компонент учебного плана магистерской программы, по отношению к которому «традиционные» учебные активности и материалы выполняют пропедевтическую функцию, а также функцию инфраструктуры, – «поставщиков»теоретических ресурсов.
Полученные на лекциях и семинарах знания, усвоенные понятия и концепции должны быть конвертированы в дискурсивные/коммуникативные практики, должны стать инструментом самостоятельной исследовательской деятельности. Существенную поддержку этому процессу конвертации и призван оказать научно-исследовательский семинар программы.
В рамках семинара планируется организовать интенсивное обсуждение актуальных идей, проблем и проектов в области современных визуальных исследований, а также собственных – как индивидуальных так и коллективных – исследовательских проектов студентов.
Семинар нацелен на развитие у студентов навыков совместной исследовательской работы, стимулирование исследовательской и публикационной активности.
Важная цель семинара – поспособствовать переосмыслению, «локализации» (большей адаптации к специфике российской визуальной культуры) и дальнейшему развитию поля визуальных исследований.
Задачи научно-исследовательского семинара:
- Интенсивное введение в проблематику и методы современных визуальных исследований
- Совместное интерпретативное освоение ключевых текстов в сфере визуальной культуры
- Развитие навыков научной аргументации и публичного выступления, навыков коллективной и индивидуальной работы над исследовательскими проектами
- Оказание поддержки студентам в конкретизации их научных интересов и определении тем исследований
- Экспертное сопровождение работы студентов над диссертационными исследованиями
Тематические направления семинара:
- Визуальная культура современного города
- Медиа/культурные техники как фактор формирования перцептивной и мыслительной способности человека
- Современное искусство в контексте проблематики визуальной культуры
- Функции образов в экономике, искусстве, политике и науке
- Визуальные стратегии и средства конструкции/репрезентации культурной (а также гендерной, персональной) идентичности
Методическая особенность семинара – его «кумулятивный» характер: результаты прошедших заседаний семинара образуют отправную точку и теоретический ресурс для дальнейшей работы. С этой целью планируется организовать систематическое документирование деятельности семинара в форме ведения протоколов и составления пакетов материалов (портфолио), используемых во время обсуждений. Часть этих материалов и протоколов будет размещаться для свободного доступа на интернет-сайте программы / отделения культурологии.
Формы работы:
- Открытые дискуссии на актуальные темы в области визуальных исследований
- Совместная интерпретация ключевых текстов (directed reading)
- Работа в малых группах над коллективными (мини)-проектами
- Мастер-классы ведущих теоретиков и практиков в области визуальной культуры
План работы научно-исследовательского семинара:
Работа семинара распространяется на весь период обучения. Участие в семинаре обязательно для всех студентов.
Деятельность семинара имеет тематические и методологические особенности в зависимости от периода обучения. Исследовательский семинар выполняет роль инфраструктуры, насыщенной дискуссионной среды, способствующей первичной тематической ориентации и динамичной интеграции студентов в современные исследовательские практики и контексты.
В первый год обучения основное внимание уделяется знакомству с актуальными темами, концепциями и текстами в области визуальных исследований. Преимущественными формами работы в этот период являются дискуссии, коллективные исследовательские мини-проекты и совместное интерпретативное чтение ключевых текстов специальности. Студенты конкретизируют свои исследовательские интересы, определяются с тематикой своего диссертационного проекта.
Во второй год обучения акцент ставится на индивидуальных проектах студентов, на подготовке их магистерских диссертаций. В рамках семинара каждый из студентов представляет и защищает свой исследовательский проект и затем, с установленной периодичностью, предоставляет публичный отчет о ходе исследований.
Кроме того, все время работы семинара сопровождается периодическими внеплановыми мероприятиями: мастер-классами, дискуссионными клубами, мини-конференциями.
Циклы приоритетных тематик и форм работы научно-исследовательского семинара:
1 год обучения:
I модуль | II модуль | III модуль | IV модуль | |
---|---|---|---|---|
Тематика | Знакомство с полем исследований |
Обсуждение современных тенденций в визуальной культуре визуальных исследованиях. Определение тематики исследовательских проектов студентов; определение и обсуждение тем курсовых исследований. |
Обсуждение ключевых текстов визуальных исследований. Работа над коллективными исследовательскими мини-проектами Обсуждение хода работы студентов над их курсовыми исследовательскими проектами | Представление тем и методологии курсовых проектов |
Формы работы | Коллективная интерпретация и обсуждение базовых текстов | Доклады, дискуссии, круглы столы |
Коллективная интерпретация текстов Доклады, дискуссии, круглые столы | Подготовка к защите/защита курсовых исследовательских проектов Доклады и дискуссии |
2 год обучения:
I модуль | II модуль | III модуль | IV модуль | |
---|---|---|---|---|
Тематика | Выбор темы и разработка плана магистерской диссертации | Обсуждение хода исследований | Обсуждение хода исследований | Предзащита магистерской диссертации |
Формы работы | Мастер-классы | Доклады и дискуссии, выступления на круглом столе |
Доклады и дискуссии, выступления на круглом столе Индивидуальная работа с научными руководителями, научные диспуты |