• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Концепция научно-исследовательского семинара

Научно-исследовательский семинар рассматривается как основной компонент учебного плана магистерской программы, по отношению к которому «традиционные» учебные активности и материалы выполняют пропедевтическую функцию, а также функцию инфраструктуры, – «поставщиков»теоретических ресурсов.


Полученные на лекциях и семинарах знания, усвоенные понятия и концепции должны быть конвертированы в дискурсивные/коммуникативные практики, должны стать инструментом самостоятельной исследовательской деятельности. Существенную поддержку этому процессу конвертации и призван оказать научно-исследовательский семинар программы.


В рамках семинара планируется организовать интенсивное обсуждение актуальных идей, проблем и проектов в области современных визуальных исследований, а также собственных – как индивидуальных так и коллективных – исследовательских проектов студентов.


Семинар нацелен на развитие у студентов навыков совместной исследовательской работы, стимулирование исследовательской и публикационной активности.


Важная цель семинара – поспособствовать переосмыслению, «локализации» (большей адаптации к специфике российской визуальной культуры) и дальнейшему развитию поля визуальных исследований.


Задачи научно-исследовательского семинара:

  • Интенсивное введение в проблематику и методы современных визуальных исследований
  • Совместное интерпретативное освоение ключевых текстов в сфере визуальной культуры
  • Развитие навыков научной аргументации и публичного выступления, навыков коллективной и индивидуальной работы над исследовательскими проектами
  • Оказание поддержки студентам в конкретизации их научных интересов и определении тем исследований
  • Экспертное сопровождение работы студентов над диссертационными исследованиями

 

Тематические направления семинара:

  • Визуальная культура современного города
  • Медиа/культурные техники как фактор формирования перцептивной и мыслительной способности человека
  • Современное искусство в контексте проблематики визуальной культуры
  • Функции образов в экономике, искусстве, политике и науке
  • Визуальные стратегии и средства конструкции/репрезентации культурной (а также гендерной, персональной) идентичности

 

Методическая особенность семинара – его «кумулятивный» характер: результаты прошедших заседаний семинара образуют отправную точку и теоретический ресурс для дальнейшей работы. С этой целью планируется организовать систематическое документирование деятельности семинара в форме ведения протоколов и составления пакетов материалов (портфолио), используемых во время обсуждений. Часть этих материалов и протоколов будет размещаться для свободного доступа на интернет-сайте программы / отделения культурологии.

 

Формы работы:

  • Открытые дискуссии на актуальные темы в области визуальных исследований
  • Совместная интерпретация ключевых текстов (directed reading)
  • Работа в малых группах над коллективными (мини)-проектами
  • Мастер-классы ведущих теоретиков и практиков в области визуальной культуры


План работы научно-исследовательского семинара:


Работа семинара распространяется на весь период обучения. Участие в семинаре обязательно для всех студентов.

Деятельность семинара имеет тематические и методологические особенности в зависимости от периода обучения. Исследовательский семинар  выполняет роль инфраструктуры, насыщенной дискуссионной среды, способствующей первичной тематической ориентации и динамичной интеграции студентов в современные исследовательские практики и контексты.


В первый год обучения основное внимание уделяется знакомству с актуальными темами, концепциями и текстами в области визуальных исследований. Преимущественными формами работы в этот период являются дискуссии, коллективные исследовательские мини-проекты и совместное интерпретативное чтение ключевых текстов специальности. Студенты конкретизируют свои исследовательские интересы, определяются с тематикой своего диссертационного проекта.


Во второй год обучения акцент ставится на индивидуальных проектах студентов, на подготовке их магистерских диссертаций. В рамках семинара каждый из студентов представляет и защищает свой исследовательский проект и затем, с установленной периодичностью, предоставляет публичный отчет о ходе исследований.

 

Кроме того, все время работы семинара сопровождается периодическими внеплановыми мероприятиями: мастер-классами, дискуссионными клубами, мини-конференциями.

 

Циклы  приоритетных тематик и форм работы научно-исследовательского семинара:

1 год обучения:

 

 I модульII модульIII модульIV модуль
ТематикаЗнакомство с  полем исследований

Обсуждение современных тенденций в визуальной культуре визуальных исследованиях.

Определение тематики исследовательских проектов студентов; определение и обсуждение тем курсовых исследований.

Обсуждение ключевых текстов визуальных исследований. Работа над коллективными исследовательскими мини-проектами

Обсуждение хода работы студентов над их курсовыми исследовательскими проектами

Представление тем и методологии курсовых проектов
Формы работыКоллективная интерпретация и обсуждение базовых текстовДоклады, дискуссии, круглы столы

Коллективная интерпретация текстов

Доклады, дискуссии, круглые столы

Подготовка к защите/защита курсовых исследовательских проектов
Доклады и дискуссии

 2 год обучения:

 

 I модульII модульIII модульIV модуль
ТематикаВыбор темы и разработка плана магистерской диссертацииОбсуждение хода исследованийОбсуждение хода исследованийПредзащита магистерской диссертации
Формы работыМастер-классыДоклады и дискуссии, выступления на круглом столе

Доклады и дискуссии, выступления на круглом столе

Индивидуальная работа с научными руководителями, научные диспуты