Скрыть
Раскрыть

Бизнес. Общество. Власть






КОНТАКТЫ

Издатель: Научно-учебная лаборатория исследований в области бизнес-коммуникаций

Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

Адрес: 109028 г. Москва, АУК "Покровский бульвар", Покровский б-р, д.11

Телефон+7 (495) 772-95-90
22717

Адрес электронной почтыLBC@hse.ru

 


Богачев М. И.

От популизма к конкретике: результаты контент-анализа предвыборных программ В.В. Путина 2000 г. и 2012 г.

2012. № 12. С. 34–44 [содержание номера]

Статья посвящена изучению предвыборных программ В.В. Путина избирательных компаний 2000 и 2012 гг. Автор приходит к выводу о наличии существенных различий в предвыборной риторике В.В. Путина разных годов и выдвигает предположения о возможных причинах данного факта.

Человеку, уже дважды занимавшему президентское кресло, не просто вновь придти к власти на одних популистских обещаниях. Такой кандидат просто вынужден ссылаться на предыдущий опыт работы, говорить о плодах его предыдущей деятельности на данном посту. При этом новые предвыборные обещания политического тяжеловеса не должны диссонировать с ранее взятым курсом. Если мы применим эти политтехнологические максимы к российской действительности, то придём к выводу, что программа В.В. Путина в 2012 году, его предложения и обещания должны были, как минимум, коррелировать с тем, что было обещано им ранее.

Из имеющихся на данный момент работ, в той или иной степени касающихся изучаемой проблемы, стоит отметить статью А. Поливанова «Найдите 12 отличий». В этом труде автор анализирует газетные статьи премьер-министра – кандидата в президенты В.В. Путина 2011-2012 гг. и послания президента В.В. Путина к Федеральному собранию 2000 и 2001 гг. А. Поливанов приходит к выводу: «в главном, а не в деталях, речи Путина 2012 года и начала века сильно отличались». Однако при этом он констатирует практически стопроцентную схожесть информационных посланий Путина.  Исследователь объясняет полученные выводы тем, что «премьер-министр в 2000-2001 годах еще не мог говорить с депутатами и обществом в целом с позиции силы», а положение дел в стране только усугубляло данный факт. Так же А. Поливанов отмечает изменение интенции в путинской риторике:  «в начале века главной темой в речах Путина была необходимость восстановления «сильного» государства, в начале следующего десятилетия - необходимость завоеванное в 2000-е годы сохранить». 

Согласно политтехнологическим «заповедям» предвыборные программы В.В. Путина 2000 г. и 2012 г. не должны существенно различаться. Однако для того, чтобы проверить эту гипотезу, нами были проанализированы тексты предвыборных программ В.В. Путина, применявшихся в электоральных процессах 2000 и 2012 гг.

В качестве инструментария изучения мы использовали контент-анализ. Определения основных понятий исследования, их расшифровка приведены в классификаторе контент-анализа (см.: Приложение). Кодирование  осуществлялось с помощью программы Advego. Данная программа была выбран в связи с тем, что в ней происходит автоматический отсев стоп-слов (союзы, предлоги, местоимения и др.), а также выстраивание сводной таблицы часто упоминаемых слов, что позволяет наглядно определить доминирующие тематики и оценки в текстах.

Начнём с интерпретации статистических показателей. Согласно результатам,  выданным системой Advego,  программа, написанная в 2000 г., существенно уступает программе 2012 г. в объёме. В первой на 1291 слово меньше. При этом программа-2000 в два раза уступает программе-2012 по количеству значимых слов. Уровень «воды» в обеих программах достаточно высок: 77,9% и 69,3% соответственно. По данному показателю текст-2000 г. опережает программу-2012 г. Из этой информации можно сделать вывод о меньшей информативности программы-2000 г. по сравнению с текстом-2012 г.

Этот вывод подтверждается и различием в суммах лексических единиц обозначающих предвыборные высказывания В.В. Путина. 198 единиц в тексте 2000 г. vs 175 единиц в тексте 2012 г. Данный перевес достигнут, благодаря большому количеству лексических единиц, обозначающих статус кандидата и выделяемые им проблемы.  В 2000 г. ещё плохо известный общественности В.В. Путин был вынужден подчёркнуто отображать персональные данные, публично указывая свои социальные статусы, акцентируя на них внимание. В 2012 г. В.В. Путину данные операции не требовались, в программе-2012 для обозначения позиции уже хорошо знакомого общественности Путина используются обезличенные местоимения «мы», «наш» и т.п. 

Различия в числе единиц, отображающих выделяемые кандидатом в президенты проблемы, также имеют рациональное объяснение. В 2000 г. Путин баллотировался как вестник перемен, антикризисный управленец, решительный защитник, пришедший спасти Россию – в тот период упоминание многочисленных государственных проблем шло ему, как лицу в большой политике новому, на пользу. А баллотируясь в третий раз на пост Президента РФ, В.В. Путин апеллировал к эффективности своей деятельности на данной должности, которая выражалась в редуцировании имеющихся у страны трудностей. Поэтому путинской команде было не выгодно упоминать многочисленные проблемы, оставшиеся в государстве при правлении Владимира Владимировича и его доверенных лиц. 

Так же программы 2000 и 2012 гг. существенно отличаются количеством лексических единиц обозначающих цели, поставленные кандидатом, и выделенные приоритеты, ценности. Так программа 2000 г. уступает по обоим показателям тексту 2012 г.: 36 упоминаний к 51 и 45 к 76 соответственно. 

Это можно объяснить наличием в ранней путинской риторике многих абстрактных или же не подкреплённых реальным планом решения обещаний. Риторика 2012 г. наполнена конкретикой, апелляциями к предыдущему опыту работы, статистическим показателям. Если в 2000 г. Путин обещал выполнить достаточно абстрактные действия – улучшить положение страны на международной арене, вернуть народу утраченную гордость и достоинство, сделать Россию великой державой, поднять уровень жизни и прочие трудно осязаемые вещи, то в 2012 г. автор оперировал  более приземлёнными задачами социального характера – поднять пенсии, увеличить заработную плату, поддерживать контакты с традиционными для России религиями и т.п. 

Завидным постоянством характеризуются латентные характеристики путинских программ: 34 упоминания в 2000 г. и 35 упоминаний  в 2012 г. Латентные характеристики апеллируют к традиционным для российской культуры элементам и создают образ спасителя, радеющего за Родину. Они описывают: эксклюзивное место России в мире, её превосходство и мессианскую роль, кольцо врагов вокруг страны, необходимость в жестком контроле и централизации. 

Таким образом, полученные в ходе исследования данные позволяют констатировать несовпадение текстов предвыборных программ по четырём пунктам из пяти. Путинская программа 2000 г. является малоинформативным документом. Она была нацелена на привлечение внимания к персоне В.В. Путина, создание ему образа вестника перемен, спасителя России, ура-патриота и представляла абстрактные популистские обещания. Программа 2012 г. представляет собой список конкретных и приземлённых задач социального характера, при указании заниженного числа существующих у государства проблем и минимизированного обращения к абстрактным ценностным ориентирам.

Список использованной литературы:

1. Поливанов А. Найдите 12 отличий.- [Электронный ресурс].-  <http://www.lenta.ru/articles/2012/02/24/citata/ Дата> обращения: 12.03.12

2. Постановление №112/893-6 от 07.03.2012г «О результатах выборов Президента Российской Федерации».-[Электронный ресурс].- <http://www.cikrf.ru/banners/prezident_2012/itogi/index.html Дата> обращения: 12.03.12

Приложение:

№1. Классификатор контент-анализа

 

Категория Единицы анализа Описание   

1. Предвыборные высказывания В.В. Путина (преследуемые им цели, поставленные задачи, расставленные приоритеты) Статус кандидата Слово, комбинация слов, которыми обозначается В.В. Путин: директор, руководитель, гражданин.   

  Выделяемые проблемы Проблемы, которые кандидат планирует решить: бедность, коррупция.   

  Цели, поставленные кандидатом Идеальные представления, которых планирует достичь кандидат: ставка на молодёжь, инвентаризация, великая Россия.   

  Ценности, приоритеты Морально-нравственные, идеологические и иные конструкты, возводимые в ранг наиболее значимых: патриотизм, национальное достоинство, суверенитет.   

  Латентные характеристики Вспомогательные слова и фразы, указывающие на уникальность, знаковость и значимость кандидата, выделяемых им проблем, ценностей и др.: эффективное, сильное государство; истинная демократия.  

№2. Каталог проанализированных документов

 

№п\п Наименование Источник Дата опубликования URL Страна   

1 Открытое письмо Владимира Путина к российским избирателям Официальный сайт В.В. Путина – кандидата в президенты РФ 2000 г. 25.02.2000 http://www.putin2000.ru/04.html РФ   

2 Предвыборная программа Всероссийской политической партии «Единая Россия» 

(на выборах Президента России 4 марта 2012 года)

Сайт -Владимир Путин 2012 12.01.2012 http://putin2012.ru/program РФ  

№3. Кодировочный бланк

 

Единица анализа Концепт Описание   

Статус кандидата Доминирующий, преобладающий, высокий Руководитель (страны), кандидат, глава (государства), директор.   

  Равный Гражданин.   

Выделяемые проблемы Общего характера Бедность, коррупция, чиновники, разболтанность, боязнь (решать проблемы), (отсутствие) централизации.   

  Частные Бандитизм, преступность, олигархи.   

  Внешние Потеря роли сверхдержавы, империи.   

Цели, поставленные кандидатом (Ставка на) молодёжь, централизация, инвентаризация, учёт, законность, (сильное) государство, контроль, защита, помощь слабым, социальное государство.   

Ценности, приоритеты Экономические Собственность, богатство, прогресс.   

  Духовные (Личное) достоинство, патриотизм, (моральное) достоинство.   

  Государственные Суверенитет, (великая) держава, (национальное) достоинство, дисциплина, закон, демократия, сила, контроль.   

  Социальные Помощь слабым, (достойная) жизнь, уверенность, стабильность, справедливость, социально государство.   

Латентные характеристики Эксклюзивность и мессианство Истинная демократия; национальный суверенитет; русский человек; великая держава; общенациональные приоритеты.

  

  Превосходство Эффективное, сильное государство: национальное достоинство; великая держава.   

  Обязанность Жёсткий  контроль; твёрдые правила; служебная дисциплина.  

№4. Протокол контент-анализа

 

Источники Категория: Предвыборные высказывания В.В. Путина (преследуемые им цели, поставленные задачи, расставленные приоритеты)   

  Статус кандидата   

Открытое письмо Владимира Путина к российским избирателям 16   

Предвыборная программа Всероссийской политической партии «Единая Россия» 

(на выборах Президента России 4 марта 2012 года)

0   

Σ 16  

№5. Результаты,  выданные системой Advego

 

Наименование показателя Программа 2000 Программа 2012   

Количество символов 18771 32309   

Количество символов без пробелов 15994 28188   

Количество слов 2686 3977   

Количество уникальных слов 996 1352   

Количество значимых слов 593 1222   

Количество стоп-слов 1133 1247   

Вода 77.9 % 69.3 %   

Количество грамматических ошибок 6 14   

Классическая тошнота документа 4.47 5.20   

Академическая тошнота документа 4.7 % 4.3 %  

BiBTeX
RIS
 
Rambler's Top100 rss