Скрыть
Раскрыть

Бизнес. Общество. Власть






КОНТАКТЫ

Издатель: Научно-учебная лаборатория исследований в области бизнес-коммуникаций

Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

Адрес: 109028 г. Москва, АУК "Покровский бульвар", Покровский б-р, д.11

Телефон+7 (495) 772-95-90
22717

Адрес электронной почтыLBC@hse.ru

 


Ушанов П. В.

БЛОГИ КАК ЗОНА ИНФОРМАЦИОННЫХ РИСКОВ ВЛАСТИ И ЯДРО НОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ

2013. № 14. С. 8–14 [содержание номера]

Одной из главных тенденций в рамках развития русскоязычного информационно-коммуникационного пространства является становление блогов в качестве его значимого сегмента, и формирование полноценной русскоязычной блогосферы. Не являясь СМИ по своей коммуникативной природе, блоги, тем не менее, активно вторгаются в поле деятельности традиционной прессы, демонстрируя, что могут быть эффективны и на площадках работы с массовой аудиторией. Это позволяет нам при оценке функциональности и коммуникативности блогов использовать теоретический багаж журналистики. В этой статье мы рассмотрим факторы, стимулирующие количественный рост и качественное совершенствование политических блогов, которые ранее проявлялись в системе СМИ.

Одним из факторов, которые характеризует динамику в отрасли масс-медиа, является политизация общества. Для того чтобы у широких масс, изначально далеких от политики, возникла потребность в систематическом получении информации и мнений о текущем политическом процессе, необходимо осознание ими актуальности лично для них проблем дальней судьбы страны. Чаще всего политизация развивается на фоне не решенных действующей властью вопросов, что ставит под сомнение эффективность текущей политической программы. Так создается благоприятная среда для медиа-деятельности. Эти периоды характеризуются повышением влиятельности СМИ и социального статуса журналиста. Еще находясь в «младенческом» возрасте, пресса Англии в 40-е года XVII века активно включилась в политическое противостояние между королем и парламентом, стремительно политизируясь вместе с другими публичными общественными институтами. В недавней истории нашей страны так же можно выделить подобные периоды – начало и конец 90-х годов ХХ века.

Рассматривая в работе «Коммуникационные стратегии современной российской власти (1985 – 2012 гг). Российское общество как объект политической коммуникации»[8] современный этап, мы сделали вывод, что перед правящей политической элитой стоит задача выработки новой коммуникационной стратегии – программы «светлого будущего», которую бы восприняло общество. Сформулированная в начале 2000-х годов новой властью стратегия к концу десятилетия себя исчерпала. Предложенная программа стремительного роста социально-экономических показателей («удвоение ВВП» - 2003 год, «приоритетные национальные проекты» - 2005 год, «план Путина» - 2007 год) по ряду причин не смогла стать локомотивом новой коммуникационной стратегии, и сегодня эта тема если и возникает в медийном пространстве, то, чаще всего, как дискуссионная проблематика.

Таким образом, очень важная часть национального информационного пространства – программа «светлого будущего», сегодня не заполнена. Интенсивность процесса ее формулирования, как со стороны власти, так и со стороны разных групп оппозиции, уже можно отслеживать в блогосфере. Высокий градус полемики в рамках этой темы показывает, насколько высока сегодня конкуренция между противостоящими друг другу политически и идеологически группами. Здесь стоит отметить, что именно через блоги прослеживается отсутствие единого мнения на стратегию развития в системе «мозговых центров» власти.

Разбирая практическую деятельность блогеров, мы можем следующим образом систематизировать те коммуникативные особенности блогов, которые используются в этой среде при создании и трансляции контента.

Доступность. Для того чтобы завести свой блог, не потребуется больших технических знаний и материальных затрат (как правило, блоги бесплатны, затраты только на интернет-трафик). Это позволяет иметь свою страничку в сети любому рядовому пользователю интернета, который, тем самым, может «встать» на публичную трибуну и запустить свои мысли, идеи, взгляды в массы. Соответственно и читать блог может каждый.

Неограниченность в параметрах коммуникационной работы. Сообщения в блогах не ограничиваются ни тиражом, ни объемами, ни видом используемой информации (текст, фото, видео, аудио).

Привлечение аудитории для создания контента. Возможность оставлять комментарии позволяет установить в блогах двустороннюю коммуникацию, открытый диалог. Кроме того, блогосфера создала новую схему взаимоотношений между автором и аудиторией: создавая себе блог, пользователь становится одновременно и автором, и аудиторией других блогов пользователей, получая право высказывать мнение по интересующим его темам.

Персонификация. Блоги персонифицированы, поэтому существуют в контексте личности автора. Исследователи утверждают: осознание аудиторией, что автор сообщения – конкретный человек (группа людей), не зависящий от редакционной политики или давления властных структур – вызывает высокое доверие людей, что также подтверждают и социологические исследования [6, c.78]

Социализация. С самого начала существования блогов их авторы стремятся устанавливать связи, объединяться в сообщества по тематическим или другим критериям. Сообщества, в свою очередь, налаживают контакты между собой. В результате, в настоящий момент множество людей, сообществ, групп широко взаимосвязаны друг с другом, обмениваются закрытой информацией, имеют удобный доступ к записям друг друга.

Таким образом, блогосферу нельзя считать хаотичным набором сайтов. Часть блогов носит бессистемный характер, но все-таки уже их значительное количество выстроено в сети. Это дает возможность автору блога быть услышанным, однако еще не гарантирует общественного резонанса. Если он хочет донести информацию до аудитории, мало завести блог, необходимо также активно социализироваться, вступать в системы – сообщества, устанавливать личные связи с блоггерами и т.п. Как видим, уже сегодня блогосфера является сложной системой, и одной из профессиональных проблем является вопрос ее инструментального использования.

Можно прогнозировать появление новой технологии координации информационного потока, которую можно обозначить как «дисперсноуправляемую». Она выводится из сущности блогосферы как дисперсной системы. В естественных науках под ней понимают системы, образованные из двух или более фаз (тел), которые совершенно или практически не смешиваются и не реагируют друг с другом. Под телами блогосферы как системы понимается тот продукт, которые создают и транслируют отдельные блогеры. Их информация подчеркнуто субъективна, и создается в тех формах, которые доступны конкретному блогеру. Он, как правило, осознает, что его блог является частью системы, но не отслеживает системные связи, и не считает нужным следовать устойчивому набору профессиональных принципов, как это принято в журналистике. Это объясняет дисперсную сущность блогосферы, как системы, отдельные элементы которой обладают яркими индивидуальными характеристиками, и слабо взаимодействуют друг с другом (как правило, с целью собственного продвижения).

Итак, полностью управлять бологосферой в принципе невозможно, однако ее определенный сегмент в состоянии транслировать информационный поток с признаками его координации. Здесь стоит особо подчеркнуть, что эту задачу не в состоянии решить блоги с изначально выбранной социально-политической, идеологической проблематикой, поскольку эта тематическая группа невелика количественно (по оценкам исследователей от 5% до 8% от общего количества блогов). Чтобы ее решить, у достаточно большого количества блогеров, под воздействием актуальной политической повестки, которую транслируют политические блоги, должна произойти политизация сознания, в результате чего их информационный контент, изначально далекий от политики, подается уже через призму личного отношение к актуальным вопросам внутренней политики, к политическим деятелям, правительству, партиям и социальным группам, чьи интересы сталкиваются на политической арене. В результате дисперсный информационный поток может демонстрировать политико-идеологическое единство, а управляющим фактором является сформированная в среде блогеров система политических ориентиров. Сегодня можно наблюдать первые признаки проявления этой технологии на примере деятельности либерально ориентированных блогеров, которые вовлекают в политические дискуссии тех представителей блогосферы, которые специализируются на объектах художественной коммуникации, прежде всего литературы и кинематографа. Например, критика еще не вышедшего фильма Н.Михалкова «Утомленные солнцем-2» и самого режиссера началась сначала в политических в блогах, и эти мнения уже учитывались при рецензировании произведения в блогах посвященных кинематографу, а через гиперссылки отправлять заинтересовавшихся к первоисточнику. Как результат, появились саркастические коллажи на афишу киноленты, что подтолкнуло автора обратится в суд с иском на блоггеров[3]. Итак, блоги способны играть роль катализатора интенсивности коммуникаций в рамках политических технологий, задействую не только политический сегмент блогосферы. На настоящий момент, для российской власти это один из главных ресурсов усиления своих информационных возможностей, поскольку провластные блоги пока уступают своим политическим оппонентам из-за отсутствия актуальности и остроты, а в целом – из-за официозного характера этого изначально неформального коммуникационного канала.

Стоить отметить, что именно власть активно популяризировала политический блоггинг. Катализатором развития политических блогов в России стал видеоблог Д.Медведева на официальном сайте: www.kremlin.ru. Он был открыт в октябре 2008 года. Уже через 2 месяца на блоге президента появилась возможность оставлять комментарии, а в апреле 2009 года дублирующий блог был заведен на самом популярном блог-хостинге России – livejournal.ru. Впервые от лица представителя власти столь высокого уровня прозвучал почти не упоминавшийся до этого мотив ведения блога – диалог с гражданами. «Конечно, для меня это – необходимый срез общения. Срез общения для того, чтобы получить важную информацию, для того, чтобы лучше понять настроение, для того, чтобы понять логику поведения самых разных людей, которые участвуют в блоге, которые дискутируют по самым разным вопросам», – отметил Медведев в своем блоге[2]. За год число постоянных участников блога президента превысило 20 тысяч: только в ЖЖ Медведева насчитывается 11 тысяч пользователей, еще 10 тысяч – в блоге на официальном сайте. «И те, кто участвует в обсуждениях, готовы не только жаловаться на проблемы, но и предлагать варианты решения этих проблем, а это самое ценное. Причем, эти варианты решений зачастую абсолютно нестандартные», – подчеркнул президент спустя год после запуска блог [2].

В декабре 2009 года, на заседании Государственного совета посвященного проекту «Электронное правительство», перед губернаторами была поставлена задача «внедриться в блоги и стать “заводилами” виртуальных дискуссий»[1]. По данным «Независимой газеты», главам регионов в Кремле «намекнули», что в ближайшем будущем политические деятели, не выступающие на Интернет-площадках, не будут восприниматься как настоящие претенденты на власть. Более того, их интернет-активность станет одним из критериев эффективности деятельности на занимаемом посту. «Поэтому им неплохо бы последовать примеру президента и освоить общение в блогах и социальных сетях. Такие требования будут предъявлены и к российским партийным деятелям»[1]. Таким образом, ведение собственного блога, пока хоть и негласно (на законодательном уровне эта инициатива еще не воплотилась), стало вполне возможной должностной обязанностью губернаторов, игнорировать которую в существующей политической системе, когда глав регионов назначает президент, они не могут.

Приведенные выше факты свидетельствуют о том, что российская власть в конце нулевых годов признала свою неконкурентоспособность на такой коммуникационной площадке как блог. Этим и вызвана попытка реформировать «сверху» коммуникационную «власть – общество», поскольку с гражданами к этому моменту уже активно работали с помощью блогов оппозиционные политики и активисты. Например, блоггер А.Навальный был признан газетой «Ведомости» персоной 2009 года. Постоянной аудиторией блогов стали к концу 2000-х годов журналисты. По данным Института развития прессы, 43% российских журналистов ссылаются на факты, о которых пишут в блогах, 33% пользуются блогами для отслеживания новостей и скандалов, 53% делают блоги источниками сюжетов для публикаций[7, c.26]. Более современных данных найти не удалось, но общая тенденция схожа с ситуацией 60-х годов ХХ века в США, которая была описана с помощью «эффекта просачивания»[4, c.64-66]. Его автор - американский социолог Ч.Кадушин - обратил внимание, что идеи, обоснованные интеллектуалами в таком типе периодики как «журналы мнений» (издаваемыми «мозговыми центрами» - фондами, ассоциациями, институтами и т.д. для элит), можно через определенное время обнаружить в публичных СМИ. Проведя исследование, Ч.Кадушин обнаружил, что до 40% аудитории «журналов мнений» составляют редактора, члены редколлегий, ведущие журналисты самых разных СМИ. Сегодня этот эффект достигается блогосферой, поскольку подписчиками у конкретного блога становятся те, кому интересна как данная проблематика, так и сам автор, среди которых большой процент составляют журналисты. Как результат, блогер получает возможность влиять на журналистский текст, и, соответственно, на мнение редакции СМИ по конкретной актуальной проблеме.

Итак, блоги сегодня можно рассматривать в качестве полноценного элемента медиапространства, и при изучении их функциональности и коммуникативности можно продуктивно применять присущие журналистики явления и феномены.

Список литературы

  1. Билевская Э. On-line политика [Электронный ресурс] // Независимая газета. – Электрон. текстов. дан. – 2010. – 21 января. – Режим доступа: http://www.ng.ru/politics/2010-01-21/1_online.html?mthree=1 (дата обращения 10.04.2010);

  2. Блог сделал Медведева слишком доступным для народа? [Электронный ресурс] // Балтийское информационное агентство. – Электрон. текстов. дан. – 2009. – 8 октября. – Режим доступа: http://www.baltinfo.ru/tops/Blog-sdelal-Medvedeva-slishkom-dostupnym-dlya-naroda--108621 (дата обращения: 27.04.2010);

  3. Михалков подает в суд на блоггеров, сделавших коллажи на афишу его фильма [Электронный ресурс] // Газета.ru. – Электрон. текстов. дан. – 2010. – 26 марта. – Режим доступа: http://www.gazeta.ru/news/culture/2010/03/26/n_1475432.shtml (дата обращения: 05.04.2010);

  4. Мотовилов Д.А. От почтмейстеров до транснациональных корпораций. Очерки истории журналистики США. Владивосток, 2004, С. 64-66;

  5. Николаева А. Блог в помощь [Электронный ресурс] // Интерфакс-Россия. – Электрон. текстов. дан. – 2010. – 8 апреля. – Режим доступа: http://www.interfax-russia.ru/view.asp?id=136795 (дата обращения: 27.04.2010);

  6. Попов А.В. Блоги. Новая сфера влияния. – М., 2008. – С. 78;

  7. Татарников О. Состояние и перспективы развития Интернета // КомпьютерПресс. – 2007. – №1. – С. 26;

  8. Ушанов П.В. Коммуникационные стратегии российской власти (1985 – 2012 гг). Российское общество как объект политической коммуникации. – Saarbrücken, 2012.

BiBTeX
RIS
 
Rambler's Top100 rss