Согласно докладу ИНСОР[i], процесс раскрепощения российского общества в исторической перспективе необратим, что исключает «построение» народа на решение модернизационных задач политическим зажимом и дисциплинарными техниками. В постиндустриальный период, в условиях, когда общественная жизнь на всех ее уровнях становится в высокой степени рефлексивной, и как следствие, значительно более гетерогенной и индивидуализированной, возросла проблема выстраивания новых, нетривиальных форм коммуникации между Властью и Обществом. Естественно, в данных условиях возрастает актуальность вопроса легитимации политической власти, как феномена, требующего качественно других механизмов в рамках современного контекста.
Это, не в последнюю очередь связано с распространением новых видов коммуникационных технологий, в частности расширением охвата сети Интернет и ресурсов этой сети, позволяющее существенно минимизировать издержки передачи и трансляции информации.
Несмотря на то, что охват сети Интернет постоянно увеличивается и Россия по данному показателю в абсолютных цифрах занимает первое место в Европе. Доля аудитории, которая пользуется Интернетом хотя бы раз в месяц - более 64 млн.[ii] В процентах же месячный охват аудитории составляет, согласно опросу ФОМ 55%, что составляет шестой результат среди европейских стран.[iii]При этом, согласно опросам того же агентства, до сих пор жители России чаще всего узнают информацию через телевидение – 89 %[iv]. Вторую ступень делят печатная пресса (газеты, журналы) и новостные сайты в Интернете – по 26 %. Поэтому говорить о влиянии Интернета, как специфической площадки коммуникации, на российскую аудиторию, приходится с некоторыми оговорками.
[i]Россия XXI века: образ желаемого завтра. – М.: Экон-Информ, 2010. – С 23.
[ii] Интернет в России: динамика проникновения. Зима 2012-2013. Режим доступа:
http://runet.fom.ru/Proniknovenie-interneta/10853
[iii]Там же.
[iv]Телевизор мне природу заменил… Какие передачи любят смотреть россияне? И зачем вообще нужно телевидение? Режим доступа: http://fom.ru/posts/10823