И.Г. Фихте сыграл заметную роль в истории понятия «картина мира» (хотя это по большей части остается за пределами внимания исследователей, как это отмечает, например, Райнер Адольфи в работе «Картина мира и понимание ‘Я’» [Adolphi 2003:25]), выдвинув своеобразную теорию видений мира, или картин мира (Weltansichten). Однако, в отличие от более позднего развития семантики этого понятия («различные картины мира = различные миры» (verschiedene Ansichten von der Welt = verschiedene Welten) [Adolphi 2003:27]), он понимает существование этих картин мира иначе. Эту теорию мы даем в кратком описании (подробнее см. [Drilo 2007:425-440]; [Düsing 1994:98-128]; [Traub 1992]; [Traub 1995:161-191]), не имея в виду полностью раскрывать ее философское содержание, но намереваясь лишь пояснить употребление понятияWeltansicht и очевидную связь с его употреблением у В. фон Гумбольдта.
Теорию картин мира Фихте излагает преимущественно в лекциях, читанных им в 1806 году в Берлине и опубликованных под названием «Руководство к блаженной жизни, или же учение о религии». Его задача заключалась в том, чтобы показать, почему знание бывает разным, и как оно обусловлено рефлексией, дающей разные видения одного постоянного мира, так что возникает деление (Spaltung) знания на пять разных картин мира – от первой, низшей, до пятой, высшей, причем причина их возникновения, или принцип их существования всегда заключен в том, чтó принимается за реальное. С этой целью Фихте разворачивает рассуждение о том, как происходит «превращение единственно возможного как такового и неизменного бытия в иное, многообразное и переменчивое бытие» [Fichte 1806:174], т.е Божественного бытия в бытие мира. Во-первых, то, что имеет свое бытие само по себе и есть в Боге «деяние и жизнь», превращается в «покоящееся бытие, или в мир вообще». Во-вторых, согласно основному закону рефлексии, неотъемлемому от всякого действительного знания, мир вообще, «одинарный мир» (einfache Welt), как его называет Фихте, далее оформляется и превращается в некий особенный, частный мир с бесконечным разнообразием и неиссякаемой возможностью новых формирований. Этим единым для всякой рефлексии основным законом обусловлено деление мира до бесконечности в зависимости от видения объекта, от угла зрения. Иными словами, если при превращении Божественного бытия в бытие мира возникают объекты, различные сами по себе, то в результате рефлексии возникают лишь «разные способы внутреннего рассмотрения, восприятия и понимания одного постоянного мира» [Fichte 1806:175].