Человек многомерен. Многомерны и его взаимодействия с внутренним и внешним мирами. Следовательно, данная многоплановость отражается и в той культуре, которую одновременно создаем мы вместе и каждый в отдельности. Обозначим первый тезис следующим образом: культура характеризуется множеством параметров, но главный ее параметр мы обозначим как «человечность». Именно поэтому в культуре есть динамика процессов, именно поэтому в ней всегда присутствуют отдельные сообщества и представители так называемых разных слоев культуры. Духовная самостоятельность или подчинение культуре – два полюса жизни этого понятия.
Рождение, развитие и расцвет, бунты, революции, хаос, упадок и, возможно, гибель культуры – стадии жизни, как и у других форм бытия, современной культуры, в частности. Этика, как подчеркивает профессор В.В. Налимов, является хранительницей культуры. Культура, по мнению мыслителя, формируется как пространство смыслов. Развитие культуры, также как и развитие науки, эволюционное развитие человечества вероятностно, так как определяется известными истинами, получившими реинтерпретацию, фильтрацию старого текста в новых условиях. Ученый считал, что современная культура находится в кризисном состоянии, что проявляется, прежде всего, в деструктивных процессов в нравственной сфере (насилие, эгоизм), в нарушении экологического равновесия, отсутствии интегрированного начала в науке (специализация наук). Тезис второй: преодоление кризиса культуры связано, во-первых, с изменением сущности бытия, в интеграции с планетарной культурой, во-вторых, в актуализации свободной воли, выражающихся в Делании, дающей возможность изменений через возрождение новых смыслов из старых истин.