|
2017 № 26
|
- Стр.
- Колонка редактора
- Актуально
|
9–30
|
В «Высшей школе экономики» прошел круглый стол, посвященный результатам исследования корпоративного управления в 13 российских публичных акционерных обществах с государственным участием, которое провела Научно-учебная лаборатория (НУЛ) исследований в области бизнес-коммуникаций НИУ ВШЭ совместно с Ассоциацией профессиональных инвесторов. Итоги проделанной работы обсудили эксперты НИУ ВШЭ, представители компаний-участниц исследования, инвестиционных сообществ, деловых изданий и государственных органов. |
|
31–64
|
Нарастание глобализации, информатизации и постоянное изменение экономической действительности ведут к модификации взаимоотношений бизнеса, власти и общественного сектора. Трансформируются как границы между обществом и государством, так и система управления их взаимодействием, что ведет к поиску бизнесом и НКО новых механизмов управления взаимодействием с органами власти и совершенствованию уже существующих систем GR-менеджмента, выстроенном в компаниях. В данной статье авторы раскрывают экономико-управленческую сущность GR-менеджмента, как одной из функций топ-менеджмента, а также вырабатывают определенный механизм, призванный обеспечить реализацию целей компании через совершенствование процесса взаимодействия с государством. |
|
65–75
|
Для защиты своих интересов на законодательном уровне компании нередко прибегают к такому институту, как лоббирование. В то же время, несмотря на долгую историю лобби в России и наличие успешных практики за рубежом, в нашей стране лоббирование как отдельный вид деятельности до сих пор не институционализирован. На данный момент на стадии инициативы популярны два пути выхода из сложившейся ситуации: разработка и принятие федерального закона, регулирующего деятельность лоббистов, и установление специального стандарта. Авторы данной статьи исследуют, какую роль играют бизнес и власть в регулировании лоббистской деятельности, в частности в проекте профессионального стандарта «Специалист по взаимодействию с органами государственной власти, органами местного самоуправления, некоммерческими организациями и представлению в них интересов организации». |
|
76–87
|
Последние десятилетия проявляется тенденция государственных структур к перенятию эффективных механизмов управления из частного сектора при их должной адаптации с учетом специфики устройства и функционирования органов государственной власти. В качестве одного из таких механизмов, призванного повысить эффективность деятельности государственных органов, выступает проектное управление. В данной работе предложена эффективная, по мнению авторов, система проектного управления на федеральном уровне, представленная на примере Минэкономразвития России, в частности, выявлены ключевые риски по внедрению проектного управления, разработаны комплексные меры по их минимизации на федерльном уровне в целом и полноценный проект по внедрению проектного управления в Министерстве экономического развития РФ. |
- Коммуникации
|
88–98
|
В погоне за оздоровлением общества государство все чаще наступает на интересы производителей такого товара, как табак, увеличивая акцизные сборы и устанавливая жесткие ограничения на рекламу табачной продукции. В данной статье представлены основные меры, предпринятые со стороны государства, по регулированию визуальных коммуникаций при продвижении табака, основные последствия их действия, а также ключевые тенденции. Помимо этого, в работе рассмотрены наиболее значимые корректировки, предпринятые бизнесом в коммуникационных кампаниях, и зарубежный опыт в вопросе регулирования рекламы табака. |
- Внутренняя политика
|
99–113
|
Страховое дело – одна из наиболее динамично изменяющихся отраслей в последние годы, что вызвано постоянной корректировкой текущего законодательства в области страхования с целью улучшения качества страхового рынка. В связи с этим подвергается постоянным изменениям и обновлениям различные страховые обзоры. В данной статье рассматриваются основные аспекты текущего регулирования страхового рынка, в ней автор знакомит читателя с задачами и функциями страхового надзора, обращается к опыту ЕС в данном вопросе и предлагает новые возможности для взаимодействия страховых компаний и органов страхового надзора. |
- Бизнес и власть
|
114–139
|
В рамках XVIII Апрельской международной научной конференции «Модернизация науки и общества» в Высшей школе экономики прошел круглый стол, посвященный обсуждению текущей ситуации во взаимодействии бизнеса и власти на муниципальном и региональном уровне. Модератором выступил Заведующий кафедрой теории и практики взаимодействия бизнеса и власти, Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Николаевич Шохин. |
|
140–160
|
В последнее время для развития наименее привлекательных с инвестиционной точки зрения проектов все чаще стали прибегать к механизму государственно-частного партнерства, однако до сих пор для эффективного осуществления этого механизма нет необходимой транспарантной институциональной среды для выстраивания наиболее удобных условий взаимовыгодного сотрудничества. В данной статье систематизированы основные подходы к пониманию ГЧП, представлены результаты анализа нескольких кейсов, по итогам которого у каждой из трех форм ГЧП (специальный инвестиционный контракт, концессионное соглашение, соглашение о ГЧП) выявлены ключевые особенности и риски для инвестора и публичного партнера, которые они в себе несут. Помимо этого, проведена оценка потенциального влияния выявленных в ходе анализа рисков на эффективность той или иной формы ГЧП для возможной дальнейшей модификации правовых отношений. |
|
161–172
|
Сложившийся рынок юридических услуг чрезвычайно велик, однако далеко не все экономические акторы до сих пор могут позволить себе воспользоваться услугами юристов-профессионалов для представительства своих интересов в суде. В результате этого малый бизнес, индивидуальные предприниматели и рядовые граждане в большинстве своем вынуждены прибегать к услугам низкоквалифицированных специалистов, которые зачастую не в состоянии грамотно воспользоваться законодательством и успешно представлять чьи-либо интересы. В данной статье авторы подвергают критике установленные на данный момент квалификационные требования к судебному представителю и предлагают определенные меры для повышения качества предоставляемых ими услуг. |
- Корпоративное управление
|
173–195
|
Данная работа является кратким обзором комплексного исследования корпоративного управления в 13 публичных акционерных обществ с государственным участием, выполненного Научно-учебной лабораторией исследований в области бизнес-коммуникаций НИУ ВШЭ. Исследование основано на результатах встреч с членами Советов директоров, Наблюдательных советов ПАО, независимыми директорами председателями комитетов по аудиту, кадрам и вознаграждениям, инвесторами, а также на анализе общедоступных информационных источников. Полная версия отчета будет опубликована в № 2 (27) журнала. |
- Культура и общество
|
196–214
|
Термин «политическая культура» по своему существу давно не нов, однако до сих пор нет единого подхода к его пониманию, поскольку отсутствуют какие-либо очевидные категории для ее измерения. Несмотря на популярность данного термина в западной научной литературе, в России из-за расплывчатости смысловой нагрузки, которую несет в себе «политическая культура», большинство исследователей так или иначе стараются избегать данного понятия в своих работах. В то же время можно с уверенностью утверждать, что политическая культура, чтобы в итоге не понималось в узком смысле под данным понятием, оказывается определенное влияние на установившуюся бизнес-среду. На основе анализа наиболее распространенных подходов к пониманию термина «политическая культура» западным обществом, в данной работе авторы попытались адаптировать западные концепции к российским реалиям с целью дальнейшего изучения влияния политической культуры на изменение бизнес-среды. |
|
215–232
|
Постепенная интеграция России в глобальное экономическое сообщество привнесла в нашу экономику идею социального и социально ориентированного предпринимательства, которое может стать неким альтернативным государственному механизмом решения социальных проблем, сопровождением реализуемой государственной политики. Данная статья посвящена основным подходам к пониманию социального предпринимательства, анализу российской и зарубежной практики в реализации социальных проектов для сравнительной оценки степени их развития и эффективности на примере Московской области. Также в статье представлена оценка уровня заинтересованности властей данного субъекта РФ в поддержке социальных проектов и определены ключевые возможности получения поддержки социальных проектов со стороны государства. |
- Высокие технологии
|
233–249
|
В век высоких технологий на смену элементарной автоматизации происходит роботизация (использование RaaS-решений) определенных операций в различных сферах жизни, так как использование роботов зачастую намного эффективнее и менее затратно, чем применение человеческого труда. С постепенной роботизацией экономики начинают массово сокращаться рабочие места, что повышает безработицу и негативно влияет на социальную обстановку в стране в целом. В связи с этим перед государством стоит задача разработки программы роботизации экономики, направленной как на удовлетворении интереса бизнеса в сокращении издержек при помощи RaaS-решений, так и на социальную защиту людей, оставшихся без работы в связи с проводимой повсеместной роботизацией различных процессов. Таким образом, появляется необходимость в разработке определенного инструмента, способного смоделировать экономический эффект роботизации. Именно разработке такого инструмента и посвящена данная статья. |
|
250–264
|
С появлением электронно-цифровых платформ возросла привлекательность вторичного рынка корпоративных облигаций, не пользовавшегося популярностью ранее из-за низкой ликвидности, непрозрачности и высоких издержек. Они стали новым финансовым инструментом и способствовали созданию нового сегмента финансового рынка. В данной статье авторы рассматривают основополагающие проблемы рынка, выявленные в ходе финансового кризисом: чрезмерный риск финансовой системы, сильная взаимосвязь между участниками рынка и недостаточное обеспечение сделок, - и демонстрируют способы их решения посредством создания электронно-цифровой платформы. |
|
|