|
2022 № 44-45
|
- Стр.
- Колонка редактора
- Бизнес и власть: опыт взаимодействия в кризисных условиях
|
32–42
|
На современном этапе своего развития, человечество уже пришло к пониманию того, что миром управляют технологии, а события последних лет наглядно показывают, что конкурентные преимущества на глобальном рынке получает тот, кто инвестирует в новые и прорывные технологии. Речь не только о людях, это применимо и в более широких масштабах – в масштабах страны. Ни географическое положение, ни политическая обстановка, ни численность населения не являются преимуществами или препятствиями на пути к развитию инноваций в любом государстве. Важно лишь то, какие методы поддержки инвестирования в технологический сектор формирует правительство той или иной страны, для того, чтобы граждане, свои и зарубежные компании, инвесторы могли видеть свою выгоду и мотивацию для работы. В это столь непростое для нашей страны время, мы бы хотели выделить именно те технологии, которые пользуются наибольшим спросом в мире сейчас, и которые необходимо интенсивно развивать в нашей стране. Главная задача – собрать все лучшее, что сделали для развития инноваций в наиболее технологически успешных странах, провести анализ применимости этих мер к российским реалиям и представить проект в виде комплекса решений, которые могут быть приняты на государственном уровне для поддержки развития новых и прорывных технологий в России уже сегодня. |
|
43–51
|
Повышение инвестиционной активности и эффективности крупного бизнеса являются важными задачами для достижения устойчивого экономического роста в стране. В статье рассмотрены ключевые показатели прибыльности и инвестиционной активности крупнейших компаний, выделены сложности – как краткосрочные кризисные явления, связанные с коронавирусом или особенностями нестандартной экономической ситуации 1-2 кв. 2022 г., так и более фундаментальные, обусловленные необходимостью повышения мотивации крупного бизнеса к реализации значимых, главным образом, долгосрочных, инвестиционных проектов. Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» обеспечивает поддержку бизнеса и инвестиционного климата в Российской Федерации по целому ряду направлений. В статье рассмотрены примеры конкретной поддержки в рамках правительственных программ в период эпидемии коронавируса 2019-2020 гг., а также основной инструмент стимулирования долгосрочных инвестиций в экономику – Фабрика проектного финансирования. Дополнительно рассмотрены примеры проектов, реализованных или в настоящее время реализуемых с применением данного инструмента. |
|
52–60
|
В настоящей работе рассматривается синдицированное кредитование как инструмент финансирования крупных инвестиционных проектов. Выявлены причины низкой востребованности инструмента финансирования. Предлагаются механизмы предоставления государственной поддержки кредиторам по договорам синдицированного кредита. |
|
61–68
|
В статье описывается практика инициативного бюджетирования и анализируется ее распространение по регионам России. Для анализа была взята центр-периферийная модель или иначе известная модель «четырех Россий», с помощью которой автор показывает, в регионах каких типов применяется практика партисипации, исходящая от федерального центра. Обзор доклада Министерства финансов РФ позволил увидеть широкое распространение инициативного бюджетирования в России типов 1 и 2 (регионы с крупными городскими агломерациями и с большой численностью средних промышленных городов) и наименьшее присутствие этой практики в регионах типов 3 и 4 (территории Северного Кавказа и юга Сибири с малой урбанизированностью и преобладающими сельскими поселениями). Рассмотрены возможные причины такого асимметричного применения партисипации: необходимость наличия достаточных финансовых ресурсов и человеческого капитала и применение механизма там, где выше риск протестных настроений. Затрагивается фиктивный характер практики и ее возможное применение для имитации демократических институтов, что важно, в частности, для привлечения в регионы инвестиций. |
|
69–92
|
Передача торговых представительств (торгпредств) из ведения Минэкономразвития в ведение Минпромторга России в 2018 г. подвела итог 30-летнему периоду реформирования системы торгпредств, сформированной в условиях монополии на внешнюю торговлю в СССР. С момента передачи внешнеэкономические связи Российской Федерации подвергались серьезным испытаниям сначала из-за уменьшения объемов торговли во время пандемии коронавируса, затем из-за санкционного давления. Исходя из этого, статья ставит целью провести институциональный анализ становления института и нынешнего состояния системы торговых представительств и показать ее незаменимость для адаптации внешнеэкономических связей Российской Федерации к новым условиям. |
|
93–107
|
В работе рассматривается место БРИКС как многостороннего института международного сотрудничества во внешней политике Российской Федерации. Также автор анализирует текущую повестку, особенности и перспективные направления сотрудничества в рамках БРИКС в рамках председательства КНР в 2022 г. и после его окончания, в том числе, в контексте участия бизнеса во взаимодействии в рамках БРИКС. Кроме того, автором дается оценка возможных направлений развития форматов БРИКС. |
|
108–125
|
Концепция данной идеи состоит в следующем: для многоцелевого развития России на современном этапе при особом геополитическом положении требуется обновление программы государственной политики и создание новой модели перспектив для развития страны в будущем. Развитие транснациональной транспортной сети, проходящую через Россию может стать новой национальной идей и толчком к экономическому росту. |
- Цифровая экономика
|
126–140
|
В данной статье предпринята попытка выявить особенности политики регулирования цифровой трансформации промышленности в России. С помощью политико-правового анализа и метода кейс-стади проводится, соответственно, исследование нормативно-институционального аспекта темы и ее реализации. Научная значимость исследования состоит в понимании того, как на практике функционируют институты по реализации государственной политики в новой области – цифровой экономике. Исследование дополняет научную дискуссию оригинальными выводами о специфике российской публичной политики на примере нового направления – цифровой промышленности в современной России. |
|
141–155
|
В работе рассматриваются наиболее успешные модели зарубежной цифровизации для определения её основных трендов. В частности, будут разобраны кейсы США, Японии и Швеции. Акцент будет делаться на том, как цифровизация проходит внутри частного сектора, государства и среди населения. Затем через выделенные тренды рассматривается кейс российской модели цифровизации через выделение основных векторов её развития и контекстуальных особенностей, оказывающих как положительное, так и негативное влияние на неё. |
|
156–165
|
В статье рассматриваются процессы цифровой трансформации в техническом регулировании и стандартизации с точки зрения идентификации продукции через призму собственного опыта в качестве специалистов по разметке стандартов и их переводу в машинопонимаемый текст. Работа посвящена задаче определения перечня технологических и методологических проблем цифровой трансформации, что позволит сделать новый шаг к переходу к национальной системе цифровой стандартизации. |
- Экологическая повестка
|
166–198
|
Статья представляет результаты исследования по проблеме взаимодействия бизнеса и власти в конфликтном дискурсе в сфере экологии в 5-ти российских регионах (Красноярский край, Забайкальский край, Липецкая, Омская, Челябинская области). С помощью качественного контент-анализа был изучен региональный опыт по 2-м ключевым вопросам: 1) как устроено взаимодействие бизнеса и власти в сфере экологии; 2) как разрешаются конфликты? Результаты исследования показали, что конфликтный дискурс между бизнесом и властью в сфере экологии довольно острый, среди ключевых практик урегулирования: модернизация предприятий, трехсторонние «зеленые соглашения», разработка экологической политики компаний и др. Между тем, в условиях внешних ограничений, наблюдается консолидация бизнеса и власти по проблеме экологии. |
|
199–210
|
Конструктивный диалог между деловым сообществом и органами государственной власти играет важную роль в осуществлении перехода к более устойчивому будущему. Для достижения корпоративной устойчивости и эффективности необходимо действовать ответственно в ответ на изменения климата, провозглашенные ООН цели устойчивого развития и поставленные стратегические национальные задачи. Опыт Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей как ведущего посредника между бизнесом и властью в Свердловской области по достижению обозначенных ориентиров может быть в дальнейшем применим в работе бизнес-объединений других регионов. В статье рассматриваются особенности ESG-трансформации на российском рынке, деятельность СОСПП по направлению устойчивого развития и ESG-повестки на современном этапе, а также возможные мероприятия по совершенствованию ESG-профиля Свердловской области со стороны СОСПП. |
- Общественная инициатива
|
211–226
|
В предложенной статье представлены результаты проекта студентов, выполненного в рамках общеуниверситетского факультатива «GR в современной России: теория и практика» НИУ ВШЭ под научным руководством профессора кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти НИУ ВШЭ С.Р. Борисова. На основе данных, выложенных в открытом доступе, авторы предпринимают попытку описать действующий механизм наставничества как один из инструментов вовлечения молодежи в малое и среднее предпринимательство в России. Авторами рассмотрено историческое внедрение наставничества в предпринимательскую сферу в России. В рамках статьи также изучена структура наставничества как процесса, его основные стадии и виды, распространенные в РФ. Наряду с этим, выполнен сравнительный анализ отечественных и зарубежных практик осуществления бизнес-наставничества. В ходе исследования были выявлены основные тенденции имплементации наставничества в российском молодежном МСП сегодня и описаны перспективы расширения его реализации на базе образовательных учреждений и общественных организаций. |
|
227–249
|
В данной работе представляются результаты экспертного опроса, проведённого осенью 2021 г. Опрос был направлен на выявление степени влияния участия волонтёров в работе общественных объединений и кампаний в России, проблем личной удовлетворённости, изменчивости целей и ценностей в процессе участия. В качестве экспертов выступили представители различных организаций и движений 14 регионов из 5-ти федеральных округов нашей страны. Понятие «эксперт» используется нами как характеристика высокой степени вовлечённости респондентов в практическую работу своих объединений/кампаний, обладание значительным опытом такой работы. В ходе анкетирования было выявлено психоэмоциальное и социальное состояния экспертов как непосредственных участников функционирования российского гражданского общества. Кроме того, автор исследования в статье делится своим опытом коммуникации с различными институтами гражданского общества в России. Он высказывает ряд критических соображений относительно степени открытости общественных объединений и кампаний к диалогу и исполнения интегрирующей роли по отношению к российскому обществу в целом. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 21-011-32202 «Этос протеста и лоялизма в гражданских и политических кампаниях: модели реализации в российской публичной политике (2015-2020 гг.)». |
Сведения об авторах
|
250–252
|
|
|