TY - JOUR TI - Государственная идентичность выпускников экономических и гуманитарных вузов Санкт-Петербурга T2 - Вопросы образования IS - Вопросы образования KW - высшее образование KW - гражданская идентичность KW - национальная идентичность KW - государственная идентичность KW - модель выпускника AB - Санина Анна Георгиевна — кандидат социологических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, руководитель временной научно-учебной группы «Экономика и социология изменений». Эл. адрес: anna.g.sanina@gmail.com  Адрес: Россия, 190121, Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников, д. 16.Закарян Ани Геворковна — магистр 2-го курса НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, стажер-исследователь временной научно-учебной группы «Экономика и социология изменений». Эл. адрес: anizakaryan@gmail.com  Адрес: Россия, 190121, Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников, д. 16.Обидовский Олег Вячеславович — магистр 2-го курса НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, стажер-исследователь временной научно-учебной группы «Экономика и социология изменений». Эл. адрес: oleg_obidovskiy@mail.ru  Адрес: Россия, 190121, Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников, д. 16.Представлен анализ результатов эмпирического исследования государственной идентичности выпускников петербургских вузов. Обосновывается вывод о том, что современная модель выпускника не способствует конструированию государственной идентичности, основные элементы которой (когнитивный, эмоционально-оценочный, нормативно-ценностный и поведенческий) не связаны между собой: усилия по наращиванию знаний молодых людей о государстве, развитию их представлений о должном и правильном не трансформируются в изменение их линии поведения относительно государства, а демонстрация определенного уровня знаний нивелируется недоверием к современным политическим реалиям, что приводит к формальному восприятию государства как чего-то внешнего и враждебного.Показано, что современное высшее образование по-прежнему нацелено прежде всего на производство профессионалов — компетентных специалистов, востребованных на рынке труда, — и не формирует граждан, способных развивать и поддерживать государство, в котором они живут и работают. Данная функция образовательных институтов оказывается практически полностью смещенной в область среднего образования и теряет актуальность, как только человек оканчивает школу. Вместе с тем государство и гражданство являются безусловно важными, хотя и не всегда достаточно осознанными, ценностями для современных молодых людей. Более того, безусловную ценность представляет именно свое государство, обеспечивающее ту форму восприятия общности с другими людьми, которая, с одной стороны, обладает довольно четкими характеристиками границ и различений «они — мы», а с другой стороны, не отрицая других идентичностей, дает индивиду необходимую ему свободу. Однако нормативно-ценностные установки не подкрепляются установками когнитивными и поведенческими.  AU - А. Г. Санина AU - А. Г. Закарян AU - О. В. Обидовский UR - https://archive_vo.hse.ru/2012--3/99472022.html PY - 2012 SP - 217-240 VL -