Голикова Олеся Борисовна
- Профессор: Высшая школа бизнеса / Департамент организационного поведения и управления человеческими ресурсами
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2023 году.
Oбразование
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
2019 Кадровый университет (Актион-МЦФЭР), программа «Современные кадровые технологии. Трудовое право. Кадровое делопроизводство»
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
- Лидерство (Бакалавриат; где читается: Высшая школа бизнеса; 4-й курс, 1 модуль)рус
- Лидерство (Бакалавриат; где читается: Высшая школа бизнеса; 4-й курс, 1, 3 модуль)рус
- Лидерство в корпоративной среде (Магистратура; где читается: Высшая школа бизнеса направление: 38.04.02. Менеджмент, направление: 38.04.02. Менеджмент; 2-й курс, 2 модуль)рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Business Communications (Бакалавриат; где читается: Высшая школа бизнеса; 3-й курс, 3 модуль)Анг
- Лидерство (Магистратура; где читается: Высшая школа бизнеса; 1-й курс, 3 модуль)рус
- Leadership and Team Management (Бакалавриат; где читается: Высшая школа бизнеса; 3-й курс, 4 модуль)Анг
- Стратегии управления человеческими ресурсами (Магистратура; где читается: Высшая школа бизнеса; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
Опыт работы
Декабрь 2023 - настоящее время
ВШБ НИУ ВШЭ
Профессор практики, дисциплины "Деловые коммуникации" и "Лидерство"
Февраль 2021 – настоящее время
HR консалтинг
Проекты для компаний различных отраслей (горная металлургия, добыча и переработка водных биоресурсов, лесопереработка, инвестиционная деятельность, торговая деятельность):
- Разработка организационной структуры предприятия;
- Разработка систем мотивации (общекорпоративная, для функции продаж, для функции логистики);
- Разработка HR дашборда для промышленного холдинга и его предприятий;
- Разработка тестов для проверки знания нормативной документации для менеджмента (включая отраслевую нормативную базу);
- Разработка программы обучения и проведение обучающих сессий для персонала HR функций промышленного холдинга;
- Разработка КПЭ и системы мотивации для топ менеджмента;
- Формирование операционного плана для HR на 3 года;
- Бенчмаркинг структуры и уровней вознаграждения (включая годовое и долгосрочное премирование) мировых лидеров отрасли;
- Разработка системы проектного премирования;
- Разработка процедуры целеполагания и оценки;
- Бенчмаркинг типов организационных структур мировых лидеров отрасли;
- Разработка концепции «легкого офиса» как элемента формирования новой корпоративной культуры при слиянии компаний;
- Рекомендации по синхронизации пакета льгот и социальных программ при слиянии компаний;
- Диагностика функции HR.
Март 2020 – январь 2021
ВЭБ.РФ
Управляющий директор, Блок по работе с активами
HR консультирование и сопровождение промышленных активов ВЭБ.РФ (микроэлектроника, гостиничный бизнес, генерация электроэнергии);
Аудит HR функций и процессов;
Разработка организационных структур;
Разработка систем премирования для менеджмента активов;
Формирование бюджета HR в условиях оптимизации предприятия.
Февраль 2019 – январь 2020
ОБЪЕДИНЕННАЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Руководитель службы компенсаций и льгот, заместитель директора по персоналу Холдинга
Координация деятельности HR-служб Дивизионов Холдинга по направлению компенсаций и льгот;
Бюджетирование расходов на персонал, контроль исполнения бюджета;
Управление организационной структурой и штатным расписанием;
Разработка и внедрение программ мотивации персонала, расчет премий по действующим программам мотивации;
Корпоративная отчетность;
Сопровождение работы Комитета по кадрам и вознаграждениям.
Результаты:
- разработана оргструктура и сформировано штатное расписание управляющей компании Холдинга;
- сформирован и утвержден бюджет расходов на персонал Холдинга на 2019 и на 2020 гг.;
- внедрена программа годового премирования для топ-менеджмента Холдинга;
- разработаны КПЭ для топ-менеджмента Холдинга и менеджмента производственных дивизионов на 2019 г.;
- поставлен «с нуля» кадровый учет для управляющей компании Холдинга;
- внедрена матрица HR-полномочий для всех уровней Холдинга;
- систематизирована работа по формированию корпоративной отчетности (56 форм отчетов по всем направлениям HR: ежемесячные, квартальные, полугодовые, годовые).
Март 2016 – март 2018
РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ
Начальник управления компенсаций, заместитель Старшего вице-президента – директора департамента по работе с персоналом, HR бизнес-партнер для членов Правления Банка, секретарь Кадрового комитета Банка
Бюджетирование расходов на персонал
Контроль бюджета
Управление организационной структурой и штатным расписанием
Разработка и внедрение программ мотивации персонала, расчет премий по действующим программам мотивации.
Результаты:
- введены в действие процессы бюджетирования расходов на персонал и контроля его целевого использования;
- разработана система премирования для членов Правления и ключевого персонала Банка;
- внедрены программы премирования для подразделений бизнеса и поддержки;
- отрегулирован и формализован процесс внесения изменений в штатное расписание Банка;
- проведено 2 этапа оптимизации штатного расписания подразделений Банка;
- организована подготовка материалов по проверкам надзорных и внешних проверяющих органов (8 проверок в 2016 г., 7 проверок в 2017 г.);
- подготовлено и проведено более 20 заседаний Кадрового комитета Банка;
- организована работа по регулярной подготовке аналитических материалов для финансовой отчетности Банка (квартальной, годовой) по вопросам численности и фонда оплаты труда Банка.
Июль 2012 – март 2016
МДМ БАНК
Март 2011 – июль 2012
БРОКЕРКРЕДИТСЕРВИС
Глава функции компенсаций и льгот
Создана функция компенсаций и льгот, разработан операционный план на 3 года и план развития на 5 лет (с учетом стратегических целей компании);
Сформирована целевая организационная структура и осуществлен поэтапный переход к новой структуре;
Система оплаты труда актуализирована в соответствии с требованиями Банка РФ в области управления материальным вознаграждением (154-И);
Внедрены программы премирования для менеджмента, бизнес-подразделений, сервисных подразделений и отдельных категорий персонала (более 20 программ премирования на основе КПЭ);
Внедрен процесс квартальных пересмотров окладов и карьерного продвижения для персонала розничного бизнеса;
Систематизирован подход к индексации заработных плат;
Упорядочены процессы бюджетирования расходов на персонал и контроля использования бюджета;
Разработана программа корпоративных льгот и привилегий;
Внедрен процесс управления организационной документацией (положения о подразделениях и должностные инструкции);
Внедрена практика участия в обзорах рынка труда и подготовки аналитических отчетов и сравнительного анализа уровней вознаграждения в компании относительно рынка.
Июнь 2010 – март 2011
ВНЕШЭКОНОМБАНК
Руководитель проекта, Организационное развитие и мотивация
Внедрена новая система оплаты труда, основанная на грейдах;
Разработана и внедрена система годового премирования на основе КПЭ;
Разработана и внедрена программа единовременного поощрения персонала;
Проведен анализ действующей системы социальных льгот и гарантий и подготовлены предложения и план мероприятий по ее модернизации;
Сформирован бюджет расходов на персонал (в части подготовки аналитических срезов и отчетов по всем статьям расходов на персонал.
Февраль 2007 – май 2010
ДЕЛОЙТ
Май 1996 - январь 2007
ПРАЙСВОТЕРХАУСКУПЕРС
Ведение консультационных проектов в области:
- разработки программ премирования (краткосрочных и долгосрочных);
- формирования организационных структур;
- трансформации функции управления персоналом (создание единых центров оказания услуг);
- разработки стратегии по управлению персоналом;
- оценки должностей и разработки систем должностных окладов (опыт применения различных методик оценки должностей);
- проведения сравнительного анализа структуры и уровней оплаты труда руководителей высшего звена;
- проведения обзоров оплаты труда (общеиндустриальных, клубных, на заказ).