2014: Пользовательские инновации. Раунд I
Как россияне узнают новости из мира науки и технологий
Большинство россиян (65%) для получения информации о науке, технологиях и технике использует оффлайн-источники, чаще всего – телевидение (58 по выборке в целом). Причем более половины данной группы (или 33% в целом по выборке) ограничиваются только просмотром телепередач, не прибегая к другим источникам, что указывает на пассивный подход к получению информации на эту тему. К онлайн-источникам обычно обращаются гораздо реже (22%).
Однако в ситуации, когда возникает необходимость расширить свои познания по какому-либо научному вопросу (например, о глобальном потеплении или о биотехнологиях) востребованность оффлайн-источников падает (45%), а онлайн-источников наоборот растет (30%).
Уровень доверия научно-популярной информации в СМИ достаточно высок. Доля респондентов, доверяющих в той или иной степени медиа, гораздо выше, чем не доверяющих: 44% против 10%. Вместе с тем довольно существенный процент (37%) опрошенных относятся к подаче новостей из мира науки и технологий настороженно: «чему-то доверяют, а чему-то не доверяют». Причем опрошенные, как это видно на рисунке 7, использующие онлайн-источники выражают доверие получаемой информации о науке несколько чаще тех, кто пользуется оффлайн-каналами информации (58% против 50%).
Довериенаучно-популярной информации в СМИ (в % численности опрошенных )
Оказываясь в мире популярной науки, обыватель хочет слышать эту информацию из первых рук. Рисунок 8 демонстрирует, что почти две трети опрошенных (64%) отметили, что ученые-разработчики лучше всего способны объяснить то, как развитие науки и технологий отражается на повседневной жизни. Журналисты кажутся россиянам подходящими для этой роли гораздо реже (21%).
Кто лучше подходит для донесения информации о влиянии развития науки, техники и технологий на общество (в % от численности опрошенных )
Довольно существенная часть населения (27%) хотела бы ознакомиться с тем, как оценивают воздействие науки на общество представители социальных и гуманитарных наук, что указывает на довольно высокий потенциальный интерес среди населения к направлению исследований науки и технологий. В частности, в последнее время довольно часто в музеях (и на других площадках) проводятся лекции по темам истории, социологии и философии науки и техники (13% опрошенных посещали такие мероприятия).
Наука, технологии и техника как факторы экономического роста
Отвечая на вопрос, что в России является основным фактором экономического роста, примерно каждый четвертый опрошенный россиянин (26%) в 2014 г. называл российскую науку. Такое мнение кажется достаточно распространенным, однако, это лишь пятая позиция из списка, в соответствии с рисунком 27. В первую очередь основным условием экономического роста в нашей стране в 2014 г. россияне называли природные ресурсы (44%), а также использование новейших технологий (38%). Мнение о том, что именно наука в России является основным фактором экономического роста, со временем становится более популярным. По сравнению с 1999г., к 2014 г. этот показатель вырос на 9 процентных пункта (17% против 26%). Немного чаще такого мнения придерживаются россияне с высшим образованием: 31% (сравним с 24% среди получивших общее среднее образование), а реже – россияне старше 65 лет (20% против 28% среди возрастной группы 25-34, или 30% среди тех, кому 55-64). Также российскую науку чаще выбирали москвичи (37%) и жители других крупных городов (34%).
Основные условия экономического роста в России (в % от численности опрошенных)
Позиция о том, что использование новейших технологий является основным фактором экономического роста, встречается у россиян несколько чаще, чем аналогичное мнение о науке: в 2014 г. этот показатель составил 38% (сравним с 26% - наука). Вероятно, жители нашей страны не так часто видят прямые результаты научного труда, в то время как появление новых технологий кажется более очевидным результатом.
Как и в случае с наукой в качестве основного фактора экономического роста в России, точка зрения о пользе новых технологий для экономики со временем становится все более распространенной: если в 1999г. такой вариант выбирало 22% опрошенных россиян, то в 2014 г. – уже 38%. Чаще всего такое мнение встречается среди молодых россиян - 42% в возрастной группе 25-34, а также респондентов среднего возраста: 41% среди тех, кому 35-44 лет и лишь 32% среди самой старшей возрастной группы (65+).
"Домашние инноваторы" в России
Процесс создания инноваций, в котором потребитель играет ключевую роль принято называть потребительскими инновациями. Сегодня многие компании разными способами (например, на своих интернет-сайтах, специальных форумах и т.д.) поощряют пользователей своей продукции делиться идеями ее усовершенствования. Потребительские инновации в настоящий момент являются неотъемлемой частью развития многих компаний. Однако зачастую потребители создают инновации для собственного пользования, мотивируясь отсутствием нужного продукта на рынке, его дороговизной или просто желанием создавать что – то новое. Такая категория граждан часто обозначается как «домашние инноваторы».
При поддержки Минобрнауки России было инициировано исследование "домашних инноваторов" в России на базе мониторинга нновационного поведения населения. В рамках Мониторинга инновационного поведения населения домашние инновации впервые исследовались в 2011 году. Тогда россиянам задавался вопрос: «Случалось ли Вам создавать новые устройства, технические средства для личного потребления (для Вас, Вашей семьи, друзей) или что-то усовершенствовать в имеющихся в Вашем распоряжении технических средствах?». По результатам опроса оказалось, что 8% населения приходилось когда-либо создавать новые устройства или модифицировать старые, при этом за предшествующие опросу 5 лет такой опыт был у 5% жителей нашей страны.
В целях диверсификации домашних инноваций в исследовании 2014 года было решено расширить список практик, которые можно обозначить этим термином. Для определения принадлежности к группе домашних инноваторов респондентам задавался вопрос об опыте создания и усовершенствования продуктов, усовершенствования товаров или услуг, ремонта технических устройств, об участии в конкурсах организаций на лучшую идею названия, дизайна, технологии, фотографии, рисунка и т.д.. Анализ данных опроса показал, что к домашним инноваторам можно отнести каждого десятого жителя нашей страны (10% или 166 человек).
Россияне скорее совершенствуют (модифицируют) имеющиеся у них устройства и высказывают предложения по совершенствованию существующих продуктов, нежели создают продукты сами. Некоторая часть опрошенных (5%) за последние 5 лет высказывала предложения по улучшению товаров и услуг, чуть меньше опрошенных за этот период участвовали в конкурсах организаций, проектах на лучшую идею названия, дизайна, технологии, фотографии, рисунка и т.д. Что касается непосредственно создания новых решений и предметов, то такая деятельность слабо распространена среди респондентов.
Анализ данных позволяет выделить основные черты домашних инноваторов. Среди этой группы россиян чаще встречаются независимые предприниматели и управленческие работники: 17% против 6% в целом по выборке. И в целом, среди домашних инноваторов выше доля респондентов, которые самостоятельны в своей работе (33% против 21% в целом по выборке). И, наконец, тут чаще встречаются те, кто в основном занимается умственным трудом: 42% против 27% среди всех респондентов.
Домашние инноваторы по сравнению с выборкой в целом обладают более высоким уровнем дохода. Наибольшая разница замена по отношению к респондентам, которые определяют свой уровень дохода как: «Мы можем покупать некоторые дорогие вещи, такие как холодильник или телевизор, но не можем купить автомобиль»: среди домашних инноватров таких респондентов 41%, а среди всех опрошенных – 25%.
Среди данной группы заметно чаще встречаются респонденты с высшим образованием: 40% против 26% в среднем. Примечательно, тут вдвое больше тех, кто владеет английским языком: 24% против 10%. Более того, домашние инноваторы чаще остальных респондентов занимаются самообразованием: такой опыт за предшествующие опросу 12 месяцев был у каждого второго представителя этой группы (55%) в то время как в целом по выборке - у каждого третьего (31%).
Подводя итог, можно сказать, что создание инноваций и модификаций характерно для россиян, которые интересуются развитием технологий, разбираются в технике, подстраивают ее под свои нужды. Более того, такие люди стремятся к новым знаниям, активно пользуются Интернетом для различных целей и, вероятно, охотно делятся своими идеями в Интернете – создают контент. Иными словами, домашние инноваторы - это не пассивные потребители, а активные люди, способны разобраться в используемой технике и найти нестандартное решение в случае возникновения проблемы.
Дополнительно
Fursov K., Nefedova A., Thurner T. What user-innovators do that others don't: A study of daily practices // Technological Forecasting and Social Change. 2017. Vol. 118. P. 153-160
Fursov K., Thurner T. Make it work! – A study of user-innovation in Russia. // Science and Public Policy. 2016. No. scw072. P. 1-11.
Prause G., Thurner T. User Communities — Drivers for Open Innovation // Foresight-Russia. 2014. Vol. 8. No. 1. P. 18-23.
Fursov K., Thurner T. God Helps Those Who Help Themselves! A Study of User-Innovation in Russia. Working papers by NRU Higher School of Economics. Series WP BRP "Science, Technology and Innovation". 2016. No. 59.
Zaytseva A. S., Meissner D., Shuvalova O. R. User Innovation – Empirical Evidence from Russia. Working papers by NRU Higher School of Economics. Series WP BRP "Science, Technology and Innovation". 2013. No. 08/STI/2013.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.