• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Роль университетов в развитии человеческого капитала для цифровой экономики

5-6 декабря 2018 г. прошла 2-я международная конференция, посвященная тенденциям в сфере онлайн-обучения «eSTARS 2018», организованная Высшей школой экономики и Coursera. Совместный обзор ключевых глобальных трендов в образованииподготовили представители ИСИЭЗ НИУ ВШЭ и ТУСУР.

Стремительное развитие рынка EdTech

По динамике развития рынок EdTech можно сравнить с рынком мобильных устройств. В частности, появление онлайн-платформ для обучения сродни выпуску первых смартфонов. В настоящее время темпы развития рынка смартфонов замедлились и тот период существования рынка, в котором мы находимся сейчас, можно назвать эпохой EdTech 1.0, а каким будет следующий этап – EdTech 2.0 – спрогнозировать крайне сложно. Когда были выпущены первые смартфоны, эксперты прогнозировали существенное сокращение объема этого рынка, хотя в реальности количество моделей смартфонов становилось больше, их размеры росли, а ведущие производители стремились сделать экран максимально большим («безрамочным»), что было реализовано только в 2016-2018 гг.

Таких же неожиданных поворотов можно ожидать и на рынке EdTech. В условиях стремительно меняющихся трендов в образовательных технологиях существующим платформам все тяжелее соответствовать возросшим запросам потребителей. Процесс написания кода и внедрения новых технологий в платформы может быть довольно длительным. В то же время обществу необходима платформа, которая будет доступна здесь и сейчас, а главное – отвечать современному спросу. Платформы будут находиться в конкуренции, которая приведет к вытеснению тех игроков, которые окажутся неповоротливыми и инертными к изменениям. А выжившие на гребне технологического прогресса компании осуществят тот самый революционный переход к EdTech 2.0. 

Трансформация форматов обучения

На глобальном рынке наблюдается стремительное повышение требований как к содержанию и формату контента, так и способам трансфера знаний. Уже были предложены новые форматы обучения, в том числе с помощью информационных технологий, среди них – опыт обучения Университета 42. Кейс факультета компьютерных наук заключается в том, что студентам предлагаются только тесты в режиме онлайн, а не курсы: всю информацию для изучения они должны искать на просторах интернета сами. Другой формат, который также обрёл своё применение – «Coursera наоборот» – подразумевает возможность сразу пройти тестирование и получить сертификат, в то время как прохождение курса может быть не обязательным.

Последствия автоматизации для межличностной коммуникации в онлайн

Автоматизация существенно изменит сегодняшнюю рабочую среду: по оценкам исследователей Оксфорда, 45% рабочих мест будут автоматизированы к 2030 г. Это приведет к переосмыслению образовательного процесса в части:

  1. Персонализации контента: внедрение платформ адаптивного обучения;
  2. Поиска баланса между образованием и хобби: формализация режима дня с выделением времени для отдыха, размышлений и командных инноваций;
  3. Внедрения новых образовательных ролей: менеджеры в качестве учителя и наставника будут мотивировать сотрудников на обучение, повышая тем самым их производительность труда;
  4. Опора на эффекты сообучения: взаимное обучение (peer-to-peer learning), совместная работа и создание контента.

Перспективные образовательные технологии

Организации, склонные к инновационной деятельности, внедряют различные образовательные  технологии, которые поддерживают неформальное обучение «за пределами классной комнаты»: социальное обучение, «симулятор погружения», обучение с учетом геолокации обучающегося, адаптивное обучение и оценивание, аналитика, основанная на структурированных и неструктурированных данных, мониторинг социальных медиа, открытые и небольшие частные онлайн-курсы, обучение с использованием мобильных и носимых устройств.

Кроме того, особая роль отводится геймификации образовательного процесса, которая предполагает использование игровых подходов и развлекательного материала в образовании для облегчения освоения новых знаний и приобретения гибких навыков. Геймификацию можно образно сравнить с анестезией, поскольку обучение и изучение нового не всегда проходит безболезненно. Данный принцип взяли на вооружение многие организации, реализующие корпоративное онлайн-обучение. Подход Edutainment (educational entertainment) все чаще используется в этом сегменте образования с фокусом на приобретение развлекательного впечатления – опыта – при получении знаний и навыков, а, как известно, знания, полученные с опытом, всегда сохраняют больший эффект.

Факторы успеха запуска онлайн-курса

Несмотря на высокую значимость образовательных технологий, для успешного запуска онлайн-курса важно учитывать ряд ключевых факторов, среди которых:

  1. Грамотная упаковка знаний за сравнительно короткий период времени с учетом рисков стремительного обновления знаний и соответственно устаревания уже упакованного контента: этот вызов стоит особенно остро в сборе данных от нескольких авторов, участие которых важно при запуске онлайн-специализации.
  2.  Адаптация контента с учетом способностей обучающихся: выстраивание материала с целью последующего его освоения и отработки осуществляет с учетом кривой забывания и образовательного опыта.
  3. Верификация контента: обеспечивается за счет привлечения эксперта, который сможет проверить методически обработанный материал и с точки зрения общего контента.
  4. Система контроля знаний слушателей онлайн-курсов: предусматривает вариативность порядка проверки результатов обучения.

Будущее есть и у гуманитарных, а также социальных наук

В эпоху, когда персональные компьютеры стали доступными и появились в каждом доме, существовал риск исчезновения многих профессий, однако этого не случилось. Не случится и в нашем веке, считают эксперты, поскольку на смену им придут новые профессии, например станут востребованными разработчики алгоритмов, аналитики больших данных. Кроме этого, спрос на гуманитариев, скорее всего, даже увеличится, но их портфель компетенций будет более продвинутым, чем наблюдается сейчас. Они должны будут уметь отвечать времени и трендам, быть подкованными в цифровых знаниях, а также обладать блестящими гибкими навыками.

Социальный интеллект – в центре внимания образовательных программ

Очень важным остается вопрос развития социальных навыков: работа в команде, постановка и выполнение задач, коммуникации, навыки презентаций и прочие. Социальные навыки тяжелее нарастить с помощью онлайн-ресурсов, как правило, востребованы игры и упражнения офлайн-формата. Одним из направлений развития технологий, направленных на повышение социальных навыков, является семантический анализ речи обучаемых – путем применения технологий искусственного интеллекта возможно создание ресурса оценки навыков, который будет независим от субъективного мнения наблюдателя.

Форсайт-навыки как драйвер личностного роста

Очень важным навыком становится умение мыслить о себе из будущего. Это тот подход, который позволяет человеку определить, что он хотел бы или должен будет уметь через 5 лет, или через год, и выбрать один или несколько треков, которые подойдут для достижения идеальной картины. Подобная практика уже активно применяются в Университете 20.35, первые шаги в направлении которой были реализованы на летнем Интенсиве Остров 10-21.

Появляются не только конкретные курсы, но и школы мышления, а также образовательные проекты, которые помогают развивать подобный форсайт-навыки. Среди них особо выделяют не только системное мышление, но и стерео-мышление, под которым понимают умение человека мыслить абстрактно и пространственно видеть объект с разных сторон, полагаться на свое внутреннее мышление, чтобы решить пространственные задачи. 

Авторы: Джамиля Абузярова, Вера Грибанова, Иван Кречетов, Екатерина Никифорова