Классические университеты в эпоху онлайн-революции
5-6 декабря 2018 г. прошла 2-я международная конференция, посвященная тенденциям в сфере онлайн-обучения «eSTARS 2018», организованная Высшей школой экономики и Coursera. Представляем Вашему вниманию обзор пленарного заседания и дискуссии, развернувшейся в рамках ректорской панели.
Онлайн-революция в образовании
Открывая пленарное заседание, ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов обратил внимание участников конференции на распад традиционных методик высшего образования. Стремительное технологическое развитие и трансформация большинства профессий ведут к тому, что программы бакалавриата, за исключением прикладного, становятся нейтральными к профессиям, а конкретную профессиональную квалификацию можно получить только на уровне магистратуры. Центрами притяжения компетенций в области наиболее прорывных технологий становятся ведущие представители корпоративного сектора. Активно развивается рынок так называемых Microdegrees, свидетельствующих о наличии конкретных квалификаций и умений. В этих условиях уже к 2020 г. численность аудитории массовых открытых онлайн-курсов (МООК) трех глобальных платформ (Coursera, EDx и Udacity) составит 200 млн. человек и сравняется с численностью всех студентов в мире.
Ярослав Кузьминов также рассказал о создании и использовании онлайн-курсов в НИУ ВШЭ в эпоху стремительной индивидуализации образовательных траекторий. В 2018 г. в учебные планы всех образовательных программ университета было включено 280 МООК, в том числе более одной третьей – на английском языке. При этом 20% онлайн-курсов были разработаны преподавателями НИУ ВШЭ. Однако столь интенсивное внедрение онлайн-курсов не снижает качество образования. Как показал эксперимент, проведенный группой исследователей под руководством Игоря Чирикова, профессора НИУ ВШЭ и научного сотрудника Центра исследований высшего образования Калифорнийского университета в Беркли, по уровню освоения знаний МООК не уступают очному высшему образованию. В свою очередь, наибольшая численность слушателей онлайн-курсов НИУ ВШЭ на платформе Coursera среди 195 стран приходится на США и Индию. В целом, университет занимает первое место среди российских вузов по количеству представленных на платформе онлайн-курсов, а также 13 место в мире по числу подписок на специализации.
Шраван Голи, директор по развитию Coursera, рассказал, как данная платформа меняет мир образования, открывая новые возможности для всех участников процесса обучения. Так, уникальные разработки в области искусственного интеллекта позволяют авторам онлайн-курсов получать автоматизированную обратную связь, а их слушателям – советы по формированию и изменению индивидуальных образовательных треков в режиме реального времени. Эксперт также представил концепцию глобального кампуса, в рамках которой через платформу Coursera образовательные центры могут взаимодействовать с будущими студентами, выпускниками, корпоративным сектором и со всем глобальным сообществом в целом.
В результате технологии онлайн-обучения получат еще более широкое распространение в традиционных университетах. Профессор Лучано Сасо, президент UNICA и председатель рабочей группы EduLAB, отметил, что на смену привычного лекционного формата приходит новый механизм, в рамках которого студенты предварительно самостоятельно изучают лекционный материал в онлайн-формате, что делает их более подготовленными и открытыми к последующему диалогу с преподавателем. Более того, будущие студенты получат неограниченный онлайн-доступ ко всей информации даже во время экзаменов, так как ключевое значение будут иметь не конкретные предметные знания, а так называемые «мягкие» навыки – коммуникация, управление стрессом, тайм-менеджмент, умение самостоятельно принимать важные решения. «Умные устройства, – отметил эксперт, – не смогут незамедлительно заменить людей, но, вероятнее всего, люди, использующие такие устройства, в скором времени заменят людей, не использующих их».
В свою очередь, Нил Моррис, директор по цифровому обучению Лидского университета, призвал с осторожностью относиться к столь стремительному внедрению технологий онлайн-обучения в образовательный процесс. Несмотря на огромные возможности, эти технологии обладают и рядом существенных недостатков, таких как рост цифровой дискриминации и техностресса. Профессор Моррис поделился опытом Лидского университета в применении очных, онлайн и гибридных моделей образования, и разработке онлайн-курсов, направленных на различные группы учащихся – будущих и текущих студентов, работающих профессионалов, широкую общественность. Эксперт рассказал и о развитии новой модели образовательной программы, в рамках которой различные модули реализуются отдельным университетом-партнером или отраслевой компанией и могут быть изучены без географической привязки слушателя в произвольном порядке по мере оплаты. Однако ряд представителей академического сообщества выражают обеспокоенность такой растущей маркетизацией высшего образования. Кроме того, сами студенты, несмотря на растущий интерес к онлайн-платформам, по-прежнему, предпочитают получать очное образование.
Будущее традиционных университетов
В рамках ректорской панели развернулась дискуссия о вызовах и перспективах цифровизации образования, вопросах ресурсного обеспечения университетов и управленческих решениях, которые предстоит принимать в самое ближайшее время. Дуг Ледерман, соредактор и сооснователь Inside Higher Ed, напомнил, что основной ценностью образования по-прежнему является не только профессиональное развитие человека как специалиста, но и его личностное развитие. Основная задача университета не только дать человеку образование, но и объяснить, в чем заключается его ценность, и как применить полученные навыки в дальнейшей жизни. В свою очередь, Стефен Людвиг, член совета Колорадского университета, подчеркнул важность социальной миссии университетов, которые за счет реализации программ дистанционного обучения могут повышать доступность университетского образования для широких слоев населения.
Эдуард Галажинский, ректор Томского государственного университета, заметил, что человеческий капитал является сегодня основным фактором производства. Развитие личности и человеческого потенциала, происходящее в университетах, особенно важно в свете перехода от традиционных профессий к трансфессиям. Ключевым навыком становится возможность менять себя вместе с профессией и менять профессию вместе с собой. При этом каждый университет выстраивает свою модель идентичности, а технологии анализа «цифрового следа» помогают университетам находить «своего» абитуриента. По мнению ректора МФТИ Николая Кудрявцева, использование современных технологий должно повысить заинтересованность нового поколения студентов, выросших в эпоху тотальной цифровизации, что, в свою очередь, может способствовать решению важнейшего вызова для российских университетов – стимулировать к дальнейшему росту студентов-хорошистов.
Любые решения относительно использования в процессе обучения онлайн-курсов, а также других таких современных технологий, как виртуальные тренажеры или технология блокчейн для верификации образовательных достижений, должны приниматься университетами исключительно самостоятельно – подчеркнул ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. Современный университет не должен становиться «образовательным супермаркетом» несмотря на то, что сама модель университета меняется в сторону преобладания облака онлайн-слушателей над небольшим ядром офлайн-студентов. Главным преимуществом традиционных университетов остается их высокая репутация, которая открывает широкий потенциал для развития образовательного консультирования и коучинговых программ по выбору индивидуальных образовательных траекторий.
Автор: Николай Чичканов