• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Российские ученые работают в нескольких странах чаще зарубежных коллег

Каждый десятый активно публикующийся российский ученый одновременно трудится за границей. Чаще всего их профессиональные интересы связаны с работой в США, Германии, Франции и Великобритании, выяснили исследователи НИУ ВШЭ.

Российские ученые работают в нескольких странах чаще зарубежных коллег

 

Авторы исследования:
Наталья Шматко, завотделом исследований человеческого капитала Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ
Юрий Качанов, главный научный сотрудник ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Научная мобильность российских научных кадров оказалась несколько выше, чем у их западных коллег. В России количество активно публикующихся ученых, одновременно работающих в научных центрах других стран, достигает 10%. Для сравнения, по зарубежным данным, в Германии и Австрии доля таких сотрудников составляет 8%, в Великобритании — 7%, во Франции − 6%.

В работе Synchronous international scientific mobility in the space of affiliations: Evidence from Russia Наталья Шматко, Юрий Качанов и сотрудник Американской ассоциации содействия развитию науки Юлия Маркова изучили этот феномен с помощью метода аффилиаций, то есть выявления места основной работы ученых.

Исследователи проанализировали библиометрические записи из базы данных Web of Science Core Collection (Thomson Reuters), в которой собраны публикации из более чем 12,5 тысяч международных научных журналов. Ведь ученые, которые работают сразу в нескольких странах, указывают свои должности в аффилиациях научных статей.

Исследование проводилось в рамках Мониторинга рынка труда научных кадров высшей квалификации.

Между Западом и Востоком

Также исследователи изучили социально-экономические индикаторы для 56 стран, в которых работали российские ученые.

Оказалось, что ученые из менее развитых стран работают в странах с развитой наукой в формате временной и удаленной частичной занятости, которая и принимает форму синхронной международной научной мобильности (СМНМ). Таким образом, более развитые страны «присваивают» труд ученых из менее развитых стран, утверждают эксперты НИУ ВШЭ.

Анализ положения России в рамках СМНМ в общих чертах обозначил статус страны в системе глобальной науки: между Востоком и Западом, между развитыми и развивающимися странами. Российские мобильные авторы в пространстве аффилиаций распределены сильно неравномерно: страны G7 и Швейцария дают непропорционально много аффилиаций (57,8%) по сравнению с Японией, Китаем, Южной Кореей, Бразилией и Индией (9,3%). Причем высокоцитируемые мобильные российские авторы получают зарубежные аффилиации в организациях более развитых в научном отношении стран по сравнению с менее цитируемыми мобильными российскими авторами.

«Карта аффилиаций» мобильных российских ученых показала, что пока притяжение Запада сильнее обаяния Востока», — считают авторы статьи.

Рисунок 1. Вероятность обнаружения мобильного российского автора в странах мира

Глобализация науки

Научная мобильность — это следствие международного разделения труда. Она может принимать формы временной или удаленной частичной занятости. Чем больше аффилиаций, тем сложнее определить институциональную и национальную принадлежность ученого.

«Мобильный ученый приобретает черты, свойственные скорее квантовому объекту: de jure он одновременно работает в двух-трех организациях, расположенных в различных государствах, и в этом смысле как бы делокализован в географическом пространстве», — отметили эксперты.

Непривязанность современного ученого к конкретному рабочему месту приводит к тому, что рынок исследований не только глобализируется, но и виртуализируется.