• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Самореализация важнее зарплаты

При выборе профессии российским ученым в первую очередь важна самореализация и удовлетворение своих исследовательских интересов. Материальное вознаграждение в их списке приоритетов стоит на последнем месте. Деньги нужны им только для того, чтобы реализовать свои научные проекты. Мотивы работы в сфере науки проанализировала сотрудник Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ Наталья Шматко в Мониторинге научных кадров высшей квалификации.

Многие российские исследователи считают, что «наука – лучший способ удовлетворять свое любопытство за государственный счет». Как показал всероссийский опрос, проведенный в 2014 году в рамках «Мониторинга научных кадров высшей квалификации» по Программе фундаментальных исследований НИУ ВШЭ, ведущими мотивами работы в сфере науки являются здоровое любопытство и интерес к решению проблем.

В опросе приняли участие 2852 человека: доктора и кандидаты наук – сотрудники научно-исследовательских институтов и ведущих университетов страны.

Зарплата – не приоритет

Среди причин, побудивших респондентов заняться наукой, на первом месте оказался «творческий и инновационный характер труда», о чем заявили 31% респондентов, на втором - «собственный исследовательский интерес» (21%), на третьем – «независимость» (13%). При этом материальные мотивы заняли последние места в списке из двенадцати предложенных вариантов ответов. Так, на премии и надбавки при выборе профессии рассчитывали 0,4% респондентов, на хорошо оплачиваемую работу – 1,1%.

Рисунок 1. Процент ученых, указавших данную причину в качестве одной из основных при выборе работы в сфере науки и образования.

Данное ранжирование мотивов практически не зависит ни от того, является ли научная работа основной для опрошенного или он имеет более одной оплачиваемой работы. Также не значим размер среднемесячной заработной платы научного сотрудника: материальные стимулы (зарплата и премии) оказывались в конце списка причин даже для респондентов, получающих доход ниже среднего.

Деньги для работы

В то же время, материальный аспект, оказавшийся далеко не самым значимым для ученых как личный мотив выбора сферы деятельности, выходит на первый план, когда ученые уже погружаются в работу. Когда респондентов спрашивали, что необходимо им для того, чтобы максимально реализовать свой научный потенциал, они называли именно материальный аспект. Главную роль играет финансовая, грантовая поддержка исследовательских проектов (14,5%) и закупка необходимого оборудования (12,6%).

Рисунок 2. Процент ученых, указавших данный фактор в качестве одного из основных необходимых для реализации его научного потенциала

Возможности «стажировки в ведущих зарубежных научных центрах и университетах», а также «публикаций в зарубежных рейтинговых изданиях» и «личного участия в семинарах и конференциях» волнуют научных работников в меньшей степени. Лишь около 4% респондентов заявили, что данные аспекты деятельности для них критически важны.

В ходе проведенного опроса также выяснилось, что значительная часть специфических внутренних потребностей ученых (которые являются для них значительно более важными, чем материальные ценности) может быть удовлетворена только при работе в области науки.

Несмотря на трудности и препоны для эффективной работы, о которых постоянно говорят ученые, они в целом не склонны менять выбранную сферу деятельности, бросить науку и заняться чем-то более прибыльным и менее проблемным. Профессиональная мобильность среди докторов и кандидатов наук достаточно низка. Так, 80% опрошенных отметили, что не собираются и не хотели бы сменить место работы. Из тех же, кто задумывался о новой работе, более половины (51%) при переходе планируют остаться в сфере образования и науки.

Комментирует заведующая отделом исследований человеческого капитала ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, руководитель проекта «Мониторинг научных кадров высшей квалификации» Наталья Шматко:

Основная цель исследования: определить факторы, влияющие на мобильность обладателей ученых степеней и выявить причины смены ими места работы или научной специальности. Таким образом, мониторинг стал составной частью масштабных сравнительных международных проектов «Карьеры докторов наук» (Careers of Doctorate Holders CDH) и «Знания для инноваций» («Knowledge for Innovations» KnowInno).

Сравнительный международный проект «Карьеры докторов наук» (Careers of Doctorate Holders CDH) объединяет исследователей из 25 стран под эгидой трех крупнейших международных организаций: ОЭСР, Евростата, Института статистики ЮНЕСКО. Цель этого проекта – сравнить исследование закономерностей формирования и тенденций развития человеческих ресурсов сферы науки и технологий.

Проект «Знания для инноваций» («Knowledge for Innovations» KnowInno) является крупным сравнительным международным проектом, координируемым ОЭСР и частично финансируемым Седьмой рамочной программой Европейского союза. В этом проекте участвуют исследователи 12 стран, среди которых Австрия, Бельгия, Великобритания, Испания, Франция, Япония и др.

В ходе исследования было важно выяснить мотивы занятия научной деятельностью. Полученные данные говорят о том, что российские ученые при выборе профессии во главу угла ставят реализацию личного интереса. Но для реализации своих научных проектов им требуется финансирование. Поэтому незаинтересованность в материальных благах при выборе профессии не противоречит их заинтересованности в средствах в процессе работы. Деньги ученым требуются не для себя, а для того, чтобы проекты были реализованы. Самореализация всегда остается на первом месте.

См. также:

Преподавателям вузов нужен карьерный рост Молодежь жаждет самореализации
Вузам придется повышать мотивацию сотрудников
У ученых должно быть больше причин заниматься наукой
Независимый экономист в России не востребован
«Утечка мозгов» выгодна Родине