• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вес российских исследователей в мировом балансе научного влияния

Информация об аффилиациях, которую ученые указывают в публикациях, проиндексированных в международных базах научного цитирования (Web of Science или Scopus), служит одним из важнейших показателей их включенности в научные связи с исследовательскими организациями и учеными из других стран. Исследования Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ показывают, что уровень интеграции российских исследователей в международную кооперацию год от года растет.

Научные сотрудники ИСИЭЗ НИУ ВШЭ проанализировали в рамках проекта «Мониторинг научных кадров высшей квалификации» (российская часть международного проекта «Careers of Doctorate Holders», реализуемого в 25 странах при координации ОЭСР, Евростата, Института статистики UNESCO) данные об аффилиациях российских исследователей, указанных в публикациях, изданных в 2008–2013 гг. и проиндексированных в базе данных Web of Science Core Collection (WOS CC) — Thomson Reuters. Работа с базой данных WOS CC за 2014–2016 гг. продолжается; обновленные данные по российским ученым ожидаются в конце текущего года.

Число российских публикаций в базе научного цитирования Web of Science Core Collection (WOS CC) — Thomson Reuters последовательно увеличивается — с порядка 31 тысячи за 2008 год до 49 тысяч за 2015. Растет и число публикаций российских ученых в соавторстве с зарубежными учеными. Так, если за 2008 г. в WOS насчитывается 9,9 тысяч публикаций российских исследователей в соавторстве с зарубежными коллегами, то за 2013 г. это число составляет уже 11,3 тысячи, а за 2015 г. — уже около 15 тысяч.

Вместе с тем, общее число российских публикаций, проиндексированных в WOS CC, в 2013–2015 гг. стало расти большими темпами, чем число публикаций в международном соавторстве. Поэтому, несмотря на абсолютный рост числа статей в соавторстве с зарубежными учеными, их доля в общем количестве российских публикаций немного сократилась. Если с 2008 г. по 2013 г. наблюдался рост обоих показателей, то затем доля российский публикаций в международном соавторстве начала снижаться: в 2013 году она составляла 33,4%, а в 2015 г. – только 30,5%.

Более детальный анализ, охватывающий данные за 2008–2013 гг., позволил увидеть, как, в кооперации с какими странами и с какой интенсивностью публиковались российские ученые. В частности, за рассматриваемый период соавторами российских исследователей стали ученые из 159 стран. С их участием было подготовлено 58 027 публикаций, что составляет 29% всех российских публикаций, проиндексированных в WOS CC. На рис. 1 приведена информация о масштабах кооперации.

Число российских публикаций в международном соавторстве. Топ-20 стран-партнеров в 2008–2013 гг. (по данным Web of Science Core Collection)Рис. 1. Число российских публикаций в международном соавторстве. Топ-20 стран-партнеров в 2008–2013 гг. (по данным Web of Science Core Collection)

Из анализа данных следует, что российские ученые стремятся сотрудничать с учеными из развитых стран, имеющих сильную науку и сложившиеся научные традиции: США, Германией, Францией, Великобританией и Италией. Менее интенсивное научное взаимодействие сложилось с государствами БРИКС и, как ни парадоксально, еще менее значительное — с ближайшими соседями, бывшими республиками СССР.

Баланс научного влияния

Однако влияние стран-партнеров друг на друга может быть неравномерным. Например, удельный вес публикаций, подготовленных российскими учеными в соавторстве с исследователями из Германии, в общем массиве всех российских публикаций равен 8%. В немецком массиве это же число публикаций составляет 2,1%. Таким образом получается, что публикационная активность российских авторов, измеряемая на основе библиометрических показателей, в четыре раза больше зависит от российско-немецкого сотрудничества, чем результаты их немецких коллег.

Чтобы в целом охарактеризовать отношения взаимного влияния в процессе международного сотрудничества, рассмотрим, каким образом складывается «баланс научного влияния» (далее — БНВ). Поясним на примере. Доля публикаций, подготовленных российскими учеными в соавторстве с исследователями из Германии в общем массиве всех российских публикаций равна 0,08 (или 8%, как указывалось выше). Назовем это долей российско-немецких публикаций. Доля публикаций, подготовленных немецкими учеными в соавторстве с россиянами, в общем массиве всех немецких публикаций равна 0,021 (или 2,1%). Назовем это долей немецко-российских публикаций. Тогда БНВ для России и Германии будет определяться как отношение доли немецко-российских публикаций к доле российско-немецких публикаций. В нашем примере он будет равен 0,263 (0,021/0,08 = 0,263). Оценка БНВ позволяет выделить три типа отношений между странами:

  • зависимость (БНВ России меньше 1);
  • равенство (отношения эквивалентного соавторства, БНВ России равен 1);
  • лидерство (БНВ России по отношению к любой стране-партнеру больше 1).

Распределение стран-партнеров России на основании БНВ показано на рис. 2.

В верхней части графика расположены страны, у которых БНВ меньше единицы. Это — государства «Большой семерки» и Китай. Публикационная активность российских авторов существенно зависит от сотрудничества с учеными из этих стран, однако влияние российских авторов незначительно.

В нижней части графика находятся страны, у которых БНВ больше единицы. Это республики бывшего СССР, страны, входившие в СЭВ, государства Латинской Америки и др. В отношениях с ними Россия выступает в роли лидера: публикационная активность авторов из этих стран существенно зависит от сотрудничества с Россией, в то время как их влияние на российских авторов невелико.

В центре графика расположены страны, для которых БНВ стремится к единице. В эту группу включаем все страны, расположенные между Испанией и Ираном включительно. Из стран БРИКС сюда входят Индия и Бразилия. Это те государства, с которыми у России сложились сбалансированные отношения в части научного влияния.

Эффекты «постсоветской» кооперации

Пять республик (Узбекистан, Грузия, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан) не вошли в анализ в связи со статистически незначимым числом ежегодно индексируемых в WOS CC публикаций. Остальные бывшие республики СССР имеют БНВ в диапазоне от почти 98 для Молдавии до 11,2 для Литвы, то есть доля публикаций, подготовленных учеными из этих стран в соавторстве с исследователями из России, в общем массиве всех национальных публикаций в десятки раз превышает долю таких статей в корпусе публикаций российских авторов. Намного более равновесная ситуация с соавторами из Украины (5,49). Таким образом, для авторов из постсоветских стран сотрудничество с российскими учеными крайне важно, и часто Россия выступает их основным международным научным партнером.


Рис. 2. БНВ России в международном научном сотрудничестве в 2008–2013 гг. (по данным Web of Science Core Collection)

Выводы

По отношению к ряду стран ближнего зарубежья, бывших республик СССР, а также в некоторых государств Латинской Америки Россия выступает лидером и в значительной мере определяет публикационную активность ученых этих стран. Вместе с тем, российские ученые стремятся сотрудничать прежде всего с исследователями из наиболее развитых в научном отношении стран. Однако публикационная активность российских авторов, измеряемая на основе библиометрических показателей, в разы больше зависит от такого сотрудничества, чем результаты их иностранных коллег. В целом, можно сказать, что в общей системе международного научного сотрудничества российские авторы занимают скорее периферийное положение. Их вклад в баланс научного влияния России в существенной мере зависит от успешной кооперации с учеными ведущих стран мира (в первую очередь с США, Китаем, Великобританией и рядом государств континентальной Европы во главе с Германией).

Материал подготовили Г.Л. Волкова и Н.А. Шматко