Электрофизиологическое исследование слуховой адаптации у детей с аутизмом
Цель проекта – понять, насколько типично происходит стимульно-специфическая адаптация в слуховой коре у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и как эти процессы связаны со степенью нарушения речи. Стимульно-специфическая адаптация / нейронная хабитуация в слуховой коре – это свойство нервной ткани уменьшать вызванный ответ на повторяющийся стимул: с каждым новым повторением слухового стимула амплитуда вызванного электрического ответа мозга будет уменьшаться (Ulanovsky et al., 2003). Исследования на животных с применением метода оптогенетики показали, что немаловажную роль в этом процессе играет особый тип тормозных нервных клеток – парвальбумин-позитивные интернейроны (Natan et al., 2017). В свою очередь, postmortem-исследования мозговой ткани людей с РАС показали, что именно парвальбумин-позитивные интернейроны сильно редуцированы в мозге людей с аутизмом (Hashemi et al., 2017).
Мы предполагаем, что стимульно-специфическая адаптация может быть нарушена у детей с РАС и быть одной из потенциальных нейрофизиологических основ недоразвития / нарушения речи.
В нашем исследовании принимают участие дети с РАС и контрольная группа типично развивающихся детей 7–12 лет. Каждый участник проходит оценку речевых навыков тестом КОРАБЛИК, оценку уровня невербального интеллекта, а также родители всех детей заполняют анкеты на степень проявления аутистических черт у ребенка (Autism Spectrum Quotient: Children’s Version, AQ; Social Communication Questionnaire, SCQ-Lifetime; Childhood Autism Spectrum Test, CAST).
Далее каждый участник проходит исследование методом электроэнцефалографии (ЭЭГ) и связанных с событиями потенциалов (ССП) мозга. ЭЭГ имеет отличное временное разрешение и позволяет регистрировать активность мозга в пределах миллисекунд. Во время записи ЭЭГ дети смотрят беззвучно любое видео на свой выбор, в то время как в наушники подаются слуховые стимулы: 1) последовательность из 7 звуков (тоны 1000 Гц – 1000 Гц – 1000 Гц – 1000 Гц – 1000 Гц – 1000 Гц – 2000 Гц), 60 повторений, 2) последовательность из 7 слогов (па – па – па – па – па – па – ба), 60 повторений.
Мы исследуем, как происходит слуховая адаптация у детей с РАС на речевые и неречевые звуки и связаны ли эти механизмы с уровнем речевого развития.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.