Новый тест КАРАСИК для оценки навыков чтения вслух на русском языке
Одним из направлений работы Центра языка и мозга Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» является разработка и внедрение в логопедическую и клиническую практику стандартизированных тестов, которые позволяют оценить степень и природу нарушений как устной, так и письменной речи. Первым подобным проектом стал «Русский афазиологический тест», который сегодня активно используется логопедами при работе со взрослыми пациентами, утратившими полноценную способность говорить или понимать родную речь в результате инсульта или черепно-мозговой травмы.
Тест КАРАСИК – это новый стандартизированный инструмент для оценки навыков чтения младших школьников на русском языке. Тест позволяет выявить нарушения чтения и риск дислексии у школьников 1-4 классов. Дислексия представляет собой трудность овладения чтением при сохранном невербальном интеллекте. По данным Международной ассоциации дислексии, около 15-20% населения испытывают трудности с чтением. Своевременная диагностика дислексии в младшем школьном возрасте позволяет скорректировать развитие чтения и повысить навыки чтения детей до уровня нормы.
Описание теста
Тест КАРАСИК опирается на опыт ведущих отечественных и зарубежных нейропсихологов, логопедов, коррекционных педагогов и учитывает целый ряд психолингвистических параметров. Тест оценивает комплекс навыков чтения: и скорость, и понимание прочитанного. Тест состоит из чтения одного из двух текстов вслух в течение минуты и ответов на вопросы по содержанию прочитанного.
Два текста в тесте заложены для проведения тест-ретеста и отслеживания динамики чтения. Тексты обладают одинаковой лингвистической сложностью по объективно подсчитанным психолингвистическим показателям (структурная сложность, лексическая сложность, средняя длина и частотность слов в текстах и пр.). Нормативные данные чтения текстов с 1 по 4 класс посчитаны на крупной выборке младших школьников (333) из нескольких городов России (Москва, Нижний Новгород, Сочи, Королев).
Тест в виде планшетного приложения
Важной особенностью теста является его цифровая форма: кроссплатформенная (Android, iOS) планшетная версия приложения. Это первая на сегодня цифровая разработка для оценки навыков чтения на русском языке. Функционал приложения включает в себя:
· сбор демографических данных (пол, возраст, класс),
· аудиоинструкцию к тесту,
· отображение текстов с оптимальным шрифтом и фоном на экране,
· автоматическую запись чтения вслух в течение 1 минуты,
· отображение вопросов по тексту с разметкой верных/ неверных ответов,
· область для разметки (не)правильно прочитанных слов с возможностью переслушать аудиозапись чтения,
· отображение индивидуальных результатов чтения,
· сравнение результатов с возрастной нормой,
· сохранение результатов в память планшета.
Тестирование поводится с ребёнком индивидуально и занимает в среднем 3 минуты. Цифровая форма приложения понятна и доступна ребёнку, а оптимально подобранные параметры шрифта и фона текста не оказывают дополнительной нагрузки на глаза при чтении, что максимально приближает чтение с экрана планшета к чтению с бумажного носителя.
Как инструмент помогает специалисту
Цифровая форма теста позволяет быстро и без дополнительных материалов (диктофон, протокол и пр.) провести комплексную оценку навыков чтения детей, удобно разметить и просмотреть результаты. Благодаря понятному и простому интерфейсу, а также заложенным в приложение подсчетам по возрастным нормам чтения, проведение тестирования не требует от тестирующих специалистов дополнительной подготовки и соответствует современным стандартам обучения и нейропсихологического обследования. Сохранение результатов в памяти планшета с возможностью выгрузки сводной таблицы позволяет накапливать свою собственную эмпирическую базу и вести статистику.
Область применения
Тест КАРАСИК оценивает критичный для жизни навык – навык чтения. Масштабная и эффективная оценка навыков чтения, доступная благодаря кроссплатформенной планшетной версии приложения, на ранних этапах образования позволит своевременно диагностировать и корректировать проблемы с чтением. Цифровая форма теста отвечает требованиям современной жизни и современного образования и позволяет использовать тест в образовательных и логопедических учреждениях. с максимально приятной процедурой тестирования для ребёнка и с максимально эффективной нагрузкой на работающих специалистов.
Публикации
Парешина Е. А. Разработка и стандартизация методики оценки скорости чтения вслух и понимания прочитанного у русскоязычных младших школьников (2022) // Молодежь и наука: преобразования через образование / Материалы VI Всероссийской научной студенческой конференции НИУ ВШЭ - Нижний Новгород, 26-28 апреля 2022 года / Под ред. Е.А. Сергеевой. – Н. Новгород: НИУ ВШЭ – Нижний Новгород. 2022. – С. 195-197.
Доклады на конференциях
Джонбобоева Д.Б. Устный доклад «Экспертное заключение учителя как первичный скрининговый инструмент для оценки навыков чтения младших школьников». Международная научная конференция «Проблемы онтолингвистики-2023: вариативность речевого онтогенеза», 28 февраля-2 марта 2023, Москва, Россия.
Парешина Е.А. Устный доклад «Апробация нового теста для оценки навыков чтения русскоязычных младших школьников». Международная научная конференция «Проблемы онтолингвистики-2023: вариативность речевого онтогенеза», 28 февраля-2 марта 2023, Москва, Россия.
Парешина Е.А. Устный доклад «Разработка и стандартизация методики оценки скорости чтения вслух и понимания прочитанного у русскоязычных младших школьников». VI Всероссийская научная студенческая конференция НИУ ВШЭ Нижний Новгород, 26-28 апреля 2022, Нижний Новгород, Россия.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.