Тест КАРАСИК для оценки навыков чтения вслух на русском языке
Одним из направлений работы Центра языка и мозга Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» является разработка и внедрение в логопедическую и клиническую практику стандартизированных тестов, которые позволяют оценить степень и природу нарушений как устной, так и письменной речи. Первым подобным проектом стал «Русский афазиологический тест», который сегодня активно используется логопедами при работе со взрослыми пациентами, утратившими полноценную способность говорить или понимать родную речь в результате инсульта или черепно-мозговой травмы.
Тест КАРАСИК – это новый стандартизированный инструмент для оценки навыков чтения младших школьников на русском языке. Тест позволяет выявить нарушения чтения и риск дислексии у школьников 1-4 классов. Дислексия представляет собой трудность овладения чтением при сохранном невербальном интеллекте. По данным Международной ассоциации дислексии, около 15-20% населения испытывают трудности с чтением. Своевременная диагностика дислексии в младшем школьном возрасте позволяет скорректировать развитие чтения и повысить навыки чтения детей до уровня нормы.
Описание теста
Тест КАРАСИК опирается на опыт ведущих отечественных и зарубежных нейропсихологов, логопедов, коррекционных педагогов и учитывает целый ряд психолингвистических параметров. Тест оценивает комплекс навыков чтения: и скорость, и понимание прочитанного. Тест состоит из чтения одного из двух текстов вслух в течение минуты и ответов на вопросы по содержанию прочитанного.
Два текста в тесте заложены для проведения тест-ретеста и отслеживания динамики чтения. Тексты обладают одинаковой лингвистической сложностью по объективно подсчитанным психолингвистическим показателям (структурная сложность, лексическая сложность, средняя длина и частотность слов в текстах и пр.). Нормативные данные чтения текстов с 1 по 4 класс посчитаны на крупной выборке младших школьников (333) из нескольких городов России (Москва, Нижний Новгород, Сочи, Королев).
Как инструмент помогает специалисту
Тест позволяет провести комплексную оценку навыков чтения детей. Цифровая форма теста воплотилась в виде приложения LexiMetr. Благодаря понятному и простому интерфейсу, а также заложенным в приложение подсчетам по возрастным нормам чтения, проведение тестирования не требует от тестирующих специалистов дополнительной подготовки и соответствует современным стандартам обучения и нейропсихологического обследования. Сохранение результатов в памяти планшета с возможностью выгрузки сводной таблицы позволяет накапливать свою собственную эмпирическую базу и вести статистику.
Область применения
Тест КАРАСИК оценивает критичный для жизни навык – навык чтения. Масштабная и эффективная оценка навыков чтения, доступная благодаря кроссплатформенной планшетной версии приложения, на ранних этапах образования позволит своевременно диагностировать и корректировать проблемы с чтением.
Публикации
Парешина Е. А. Разработка и стандартизация методики оценки скорости чтения вслух и понимания прочитанного у русскоязычных младших школьников (2022) // Молодежь и наука: преобразования через образование / Материалы VI Всероссийской научной студенческой конференции НИУ ВШЭ - Нижний Новгород, 26-28 апреля 2022 года / Под ред. Е.А. Сергеевой. – Н. Новгород: НИУ ВШЭ – Нижний Новгород. 2022. – С. 195-197.
Доклады на конференциях
Джонбобоева Д.Б. Устный доклад «Экспертное заключение учителя как первичный скрининговый инструмент для оценки навыков чтения младших школьников». Международная научная конференция «Проблемы онтолингвистики-2023: вариативность речевого онтогенеза», 28 февраля-2 марта 2023, Москва, Россия.
Парешина Е.А. Устный доклад «Апробация нового теста для оценки навыков чтения русскоязычных младших школьников». Международная научная конференция «Проблемы онтолингвистики-2023: вариативность речевого онтогенеза», 28 февраля-2 марта 2023, Москва, Россия.
Парешина Е.А. Устный доклад «Разработка и стандартизация методики оценки скорости чтения вслух и понимания прочитанного у русскоязычных младших школьников». VI Всероссийская научная студенческая конференция НИУ ВШЭ Нижний Новгород, 26-28 апреля 2022, Нижний Новгород, Россия.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.