• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Перцептивный диапазон при чтении у младших школьников

В последние десятилетия одной из крупнейших областей исследований в психолингвистике являются механизмы чтения и усвоения навыков чтения. Чтение включает в себя визуальное восприятие (как фовеальное, т.е. в пределах текущей фиксации, так и парафовеальное, т.е. справа от текущей фиксации при чтении слева направо), а также успешную языковую обработку. Таким образом, нарушения на любом из этих уровней препятствуют овладению чтением, что негативно влияет на качество жизни.

Одним из показателей успешного чтения является размер перцептивного диапазона во время чтения. Перцептивный диапазон – это объем визуальной информации (в символах), который может быть обработан за одну фиксацию (Rayner, 1975). Для взрослых, говорящих по-английски, было подтверждено, что его размер составляет около трех символов слева от точки фиксации (Binder et al., 1999; Jordan et al., 2014) и 14-15 символов справа от точки фиксации (Bélanger et al., 2012; Buurman et al., 1981; Leung et al., 2014; Rayner et al., 2009).

Малочисленные экспериментальные данные о размере перцептивного диапазона у детей, которые учатся читать, сходятся в том, что он меньше, чем у взрослых. В английском языке он достигает трех символов слева от точки фиксации и до одиннадцати символов справа от точки фиксации для второклассников и четвероклассников (Rayner, 1986). В финском языке он достигает пяти символов слева и справа для второклассников и семи символов с обеих сторон для четвероклассников (Häikiö et al., 2009). На немецком языке для второклассников он достигает четырех символов с обеих сторон (Sperlich et al., 2015, 2016). Хотя существует немало исследований перцептивного диапазона и его развития у читателей на европейских языках, не проводилось никаких исследований перцептивного диапазона для русского языка и кириллицы.


Важно отметить, что размер перцептивного диапазона у опытных взрослых читателей может зависеть от индивидуальных навыков. Choi et al. (2015) обнаружили, что чем лучше языковые навыки у человека, тем шире его перцептивный диапазон. Авторы также пришли к выводу, что индивидуальные различия в зрительной обработке не влияют на размер перцептивного диапазона. Поскольку индивидуальные навыки влияют на размер перцептивного диапазона, важно учитывать их в дальнейших исследованиях.

Наше исследование является первым, в котором оценивается размер перцептивного диапазона для русскоязычных детей, а также влияние языковых и когнитивных навыков на него. В нашем исследовании мы собираемся использовать методику движущегося окна для изучения перцептивного диапазона, а также набор лингвистических и когнитивных тестов для оценки индивидуальных навыков. Нашими участниками будут русскоговорящие дети 1-4 классов. Мы планируем провести лонгитюдное исследование в течение двух лет (в первый год – с 1 по 3 классы, во второй – со 2 по 4 классы), чтобы определить, как меняется размер перцептивного диапазона с возрастом. 

Для исследования был запрограммирован видеоокулографический эксперимент с методикой движущегося окна (McConkie & Rayner, 1975). Участники будут читать на экране компьютера предложения, в которых некоторые буквы слева и справа от точки фиксации будут им видны, а остальные – заменены на Х или визуально похожие буквы. Маска из открытых букв будет всё время одинаковой и будет двигаться вместе со взглядом участника по строке. Задачей участников будет читать предложения про себя со своей обычной скоростью и отвечать на вопросы по некоторым из них. Во время эксперимента будет проводиться запись движения глаз испытуемых с помощью оборудования Центра языка и мозга НИУ ВШЭ. Кроме эксперимента участники пройдут батарею лингвистических и когнитивных поведенческих тестов.

Если вы хотите принять участие в исследовании в нашей лаборатории, напишите, пожалуйста, Владиславе Староверовой по почте staroverovavlada@yandex.ru!


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.