• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Формирование навыка чтения у русскоговорящих школьников

Чтение — сложный когнитивный процесс, при котором языковая обработка активно взаимодействуют со зрительной системой и с другими когнитивными функциями. Этапы и механизмы овладения навыком чтения у детей до сих пор далеки от полного понимания. Существует гипотеза о дифференциальном вкладе фонологической (относящейся к звукам речи) и орфографической (относящейся к графической репрезентации этих звуков) информации в чтение у детей разного возраста. На ранних этапах овладения чтением дети опираются на фонологическую информацию, то есть переводят буквы в звуки, чтобы понять смысл слова; однако со временем у более опытных читателей увеличивается опора на орфографическую информацию, то есть переход от букв к смыслу слова.

Большинство работ, исследующих развитие навыков чтения у детей, основываются на данных английского языка и чтении латинского алфавита. Работ, посвященных изучению чтения на кириллице, мало — при том, что кириллическая система письменности занимает пятое место в мире по количеству людей, которые используют ее для письма и чтения.

Цель нашего исследования — впервые последовательно изучить развитие навыков чтения у русскоязычных школьников с 1 по 6 класс с помощью записи движений глаз во время чтения. Это позволит с высокой степенью детализации понять, какие навыки (фонологические и орфографические) критичны для успешного освоения чтения в разном возрасте и чем механизмы чтения у русскоязычных детей отличаются от механизмов чтения в других языках.

Практическая задача нашей работы — разработать компьютеризированные тесты с нормативными данными детей 1-6 классов, которые позволят прогнозировать и отслеживать успешность овладения навыком чтения. Эти тесты могут быть использованы в школах.

В исследовании приняли участие 222 школьника с 1 по 6 классы. Исследование включало в себя:

- измерение невербального интеллекта,

- проверку слуха,

- измерение скорости чтения вслух и понимания прочитанного,

- два задания на оценку навыков сложной фонологической обработки,

- два задания на быстрое автоматизированное называние, оценивающие навыки орфографической обработки,

- запись движений глаз при чтении про себя.

Учащиеся 2 и 4 классов отдельно выполняли задание, оценивающее их навыки парафовеальной обработки. Парафовеальная обработка – это предобработка слова боковым зрением до момента его непосредственного прочтения. Ранее было неизвестно, какую информацию школьники получают из парафовеальной области: фонологическую или орфографическую. В исследовании дети читали предложения с методикой невидимой границы, пока видеоокулограф записывал движения их глаз.

Запись движений глаз проводилась с помощью видеоокулографа (специальной небольшой камеры) EyeLink Portable Duo. Методика удаленной регистрации движений глаз уже более 30 лет используется в исследованиях с детьми и не может повредить здоровью ребенка или доставить ему неудобств (Holmqvist et al., 2012; Liversedge et al., 2011 — обобщение множества исследовательских работ).

Согласно результатам, как фонологическая, так и орфографическая обработка вносят значимый вклад в формирование навыка чтения на русском языке. Вклад в вариативность скорости чтения вносит также возраст школьников: с 6 до 10 лет скорость чтения увеличивается с каждым годом, в то время как в возрасте 10 – 12 лет скорость чтения может варьировать, но дальнейшего ее увеличения не наблюдается.

По видеоокулографическим данным оказалось, что у детей с 1 по 6 класс уменьшается длительность фиксаций на словах, однако в 6 классе она всё ещё не достигает взрослого уровня. Качественный скачок в чтении происходит между 1 и 2, а также между 3 и 4 классами. Быстрее всего дети обрабатывают короткие низкочастотные слова, а существительные и прилагательные прочитывают быстрее других частей речи.

Наконец, результаты исследования парафовеальной обработки показали, что и второклассники, и четвероклассники опираются на орфографическую информацию из парафовеальной области. В отличие от детей, читающих на других языках, они не предобрабатывают слово с точки зрения фонологии.

Проект поддержан грантом РФФИ № 19-313-51014 (2019 - 2021), руководитель — О.В. Драгой. Исследование проводилось совместно с НТУ “Сириус”.

 

Публикации

Здорова Н. С., Каприелова А. В., Лопухина А. А., Барцева К. В., Веденина О. Д., Гольдина С. М., Староверова В. Н., Драгой О. В. Вклад фонологической и орфографической обработки в формирование навыка чтения у русскоязычных младших школьников // Российский журнал когнитивной науки. – 2021. Т. 8. № 1–2. С. 4-13.

Lopukhina A., Zdorova N., Staroverova V., Ladinskaya N., Kaprielova A., Goldina S., Vedenina O., Bartseva K., Dragoy O. Benchmark measures of eye movements during reading in Russian children //Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. – на рецензировании.

Staroverova V., Lopukhina A., Zdorova N., Ladinskaya N., Kaprielova A., Goldina S., Vedenina O., Bartseva K., Dragoy O. Phonological and orthographic parafoveal processing during silent reading in Russian children and adults //Journal of Experimental Child Psychology. – 2023. – Т. 226. – С. 105571.

     

  


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.