• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Траектории чтения у детей группы нормы и детей с риском дислексии

Дислексия – это избирательная неспособность к овладению чтением, что отражается в скорости и правильности чтения, а также в понимании прочитанного (Benfatto et al., 2016). Она встречается примерно у 10% населения (Sprenger-Charolles et al., 2011). Предыдущие работы показали, что дети с дислексией читают значительно хуже типично развивающихся детей: они больше и дольше фиксируются на словах, больше раз перечитывают слова и меньше слов пропускают. Однако ранее не было понятно, как глобально, то есть на уровне предложений, отличается чтение у детей с дислексией.

В этом проекте мы использовали метод scanpaths. Сканпафы – это последовательность движений глаз при чтении предложения, траектория взгляда. Эта мера позволяет выйти за пределы анализа чтения отдельных слов и исследовать чтение предложений и текстов.

В исследовании приняли участие 72 типично развивающихся школьника и 72 школьника из группы риска дислексии с 1 по 5 класс. Участники читали про себя предложения, пока камера записывала движения их глаз.

Оказалось, что траектории движений глаз всех участников делятся на 5 групп в зависимости от навыка чтения. Траектории различаются длительностью фиксаций на словах, количеством перечитываний слов и предложений. Сравнение двух групп показало, что чтение у детей с риском дислексии и детей группы нормы развивается по одной и той же траектории, но с трёхлетней задержкой. В 1 классе типично развивающиеся дети уже используют третий уровень из пяти (upper-intermediate), в то время как дети с риском дислексии – первый (beginner). В четвёртом классе дети группы нормы находятся на пятом уровне (fluent), а дети с риском дислексии его не достигают и к пятому классу.

Наше исследование, во-первых, показало, что все дети используют принципиально одни и те же стратегии развития чтения, но при риске дислексии происходит задержка. Во-вторых, записи движений глаз разных групп детей позволили потом на основании них обучить модель определять навык чтения ребёнка по движениям его глаз.

Публикации

Parshina, O., Lopukhina, A., Goldina, S., Iskra, E., Serebryakova, M., Staroverova, V., Zdorova N., Dragoy O. Global reading processes in children with high risk of dyslexia: a scanpath analysis //Annals of Dyslexia. – 2022. – С. 1-23.

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.