Потенциальным стажерам
Мы очень рады, что многие заинтересованы в наших исследованиях. Если вы всерьез намерены учиться нейролингвистике, мы можем пригласить вас в один из наших проектов в качестве стажера на волонтерских началах. Чтобы наше сотрудничество сложилось оптимальным образом, мы предлагаем вам прочитать базовые книги по нейро- и психолингвистике, а также пройти онлайн-курсы. После того, как вы пройдете все этапы, мы будем готовы встретиться с вами и обсудить ваше вовлечение в наши исследовательские проекты.
Если вы решили пройти этот путь, после изучения базовой литературы и необходимых курсов, свяжитесь с одним из наших сотрудников или напишите на почту clb@hse.ru, и мы будем знать, что у вас серьезные намерения!
Базовая литература
Все рекомендованные книги можно найти в свободном доступе.
- Слюсарь, Н. А. (2018). Введение в экспериментальные исследования грамматики
- Naumoska, Aneta & Kalajdžisalihović, Nejla. (2023). Introduction to Psycholinguistics: Selected Readings.
- Traxler, M. J. (2011). Introduction to psycholinguistics: Understanding language science. John Wiley & Sons.
- Stemmer, B., & Whitaker, H. A. (Eds.).(2008). Handbook of the Neuroscience of Language.Academic Press.
- Федорова, О. В. (2008). Основы экспериментальной психолингвистики: принципы организации эксперимента. Москва: Спутник.
Онлайн-курсы
- Курс от специалистов Центра языка и мозга «Экспериментальная лингвистика» (Открытое образование, 2025)
- Учебный курс «Надлежащая клиническая практика» (версия на английском языке: The Good Clinical Practice (GCP) course)
- Курс «Мозг и психика» (Открытое образование)
- Курс «Психолингвистика» (Открытое образование)
- The Human Brain | Brain and Cognitive Sciences (MIT OpenCourseWare)
Истории стажеров Центра языка и мозга
Еремичева Татьяна Андреевна
Центр языка и мозга: Стажер-исследователь
Когда я пришла на бакалаврскую программу «Фундаментальная и компьютерная лингвистика» в НИУ ВШЭ, я ничего не знала о психо- и нейролингвистике. Работая над первым серьезным проектом в рамках курсовой работы, я познакомилась с коллегами из Центра языка и мозга и узнала, чем они занимаются. Так определилась моя сфера интересов в науке. Оказалось, что наука может быть интересной и полезной – разработка практических инструментов, работа с разными популяциями (люди с дислексией, с афазией и др.), требующими особого внимания. Появился некоторый смысл, которого мне не хватало в теоретической лингвистике.
Стажировка в Центре языка и мозга тогда казалась чем-то недосягаемым, многие мои однокурсники мечтали туда попасть после выпуска. Меня пригласили на стажировку на третьем курсе бакалавриата. Для этого я продолжила работать над интересным мне проектом в сфере психолингвистики, проходила практику от Центра языка и мозга, ходила на семинары в лабораторию, продолжала обучение на экспериментальном треке.
На стажировке началось все самое интересное. Погружение в новую сферу, знакомство с невероятными людьми, конференции, выезды и еще больше важных, масштабных проектов. Я безмерно благодарна моим коллегам за открытость к диалогу, за возможность учиться и учить, за доступ к передовым технологиям и регулярную поддержку во всех профессиональных начинаниях. Мне кажется, такая среда является основополагающим рычагом для успешного старта в карьере.
Унтила Капитолина Витальевна
Центр языка и мозга: Стажер-исследователь
Я узнала о Центре языка и мозга в Нижнем Новгороде при поступлении в Вышку на программу «Фундаментальная и прикладная лингвистика». На самом деле, наличие Центра стало решающим фактором подачи согласия на зачисление, так как я давно интересовалась нейронауками.
Свой путь в Центре языка и мозга я начала с волонтерства. Уже с начала первого курса я помогала с ведением социальных сетей, потом мне предложили посмотреть, как тестируют пациента, потом уже протестировать самой. И вот на втором курсе я стала стажёром-исследователем. Тогда начались поездки, конференции. До сих пор помню свой восторг и неверие: «Вау, я правда здесь, я занимаюсь наукой».
Работа в Центре позволила мне делать то, о чем я даже не мечтала: я была на операциях с пробуждением, работала с МРТ, выступала на международных конференциях в разных городах.
Мои научные интересы не ограничились нейрохирургическими проектами. В рамках курсовых работ я успела поизучать шизофрению, аутизм, билингвизм. До сих пор не могу выбрать, что мне кажется более интересным!
Шумилова Софья Алексеевна
Центр языка и мозга: Стажер-исследователь
Больше всего в работе стажёром-исследователем я ценю возможность работать рядом с людьми, искренне увлечёнными своим делом и обладающими высокой профессиональной экспертизой. Не менее важно, что эта среда открыта и доброжелательна: здесь всегда можно задать вопрос, обсудить идеи и получить совет или поддержку от более опытных коллег.
Как для начинающего учёного, для меня особенно ценно ощущать живой интерес со стороны старших коллег — мои идеи не отмахиваются, а обсуждаются, осмысливаются и постепенно реализуются в конкретные научные задачи и проекты. Так я оказалась в Центре языка и мозга: изучая филологию в Питерской Вышке, где на то время еще не было возможности заниматься психо- и нейролингвистикой, я узнала о Центре и начала вовлекаться в его деятельность — сперва как участник исследований, затем в роли волонтера и, наконец, как самостоятельный исследователь, прикреплённый к проектам.
Сейчас я занимаюсь клиническим направлением и работаю с электрофизиологическими методами — именно то, с чего когда-то начала и чем по-настоящему увлечена.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.
